Прототип одноместного истребителя
NiD.29, по французской классификации
относившийся к категории самолетов C.1, совершил первый полет 21 августа 1918
года. Он представлял собой биплан с оснащенными элеронами крыльями одинакового
размаха. Самолет показал себя хорошо и в целом соответствовал требованиям
заказчика, кроме показаний по практическому потолку. На втором прототипе
сохранили двигатель Hispano-Suiza 8Fb и тонкий фюзеляж круглого сечения
предшественника, но размах крыльев был немного увеличен.
После того как прототип Ni-D 29 стал соответствовать требованиям по
практическому потолку, он в начале 1920 года был поставлен в серийное
производство. Внешним отличием серийных самолетов стало удаление элеронов с
верхнего крыла и увеличение размаха элеронов нижнего крыла.
Первые поставки в ВВС Франции выполнены в 1922 году, самолет поступил в
дислоцированные в Германии эскадрильи SPA 37, 81 и 91, позже переименованные в
101-ю, 102-ю и 103-ю эскадрильи. Самолет стал весьма популярным, хотя пилоты
отметили тенденцию машины к затягиванию в плоский штопор. Около 250 истребителей Ni-D 29 были построены для Франции. В течение 1922-1924 годов были получены
заказы от 18 клиентов, Ni-D 29 вскоре стал самым популярным истребителем периода
1920-х годов.
Испания приобрела 30 машин (10 были выпущены в стране по лицензии); Бельгия -
108 самолетов (87 построены по лицензии компанией SABCA); Японии был поставлен
один образец, а впоследствии компания "Nakajima" построила по лицензии 608
истребителей под обозначением Ko-4; итальянские ВВС приобрели шесть самолетов
французской постройки, а затем еще 175 серийных самолетов, 95 из которых
построила компания "Macchi" под обозначением Macchi-Nieuport 29, а еще 80 -
компания "Caproni" (самолеты в 1925-1928 годы состояли на вооружении шести
итальянских истребительных эскадрилий). Кроме того, Швеция приобрела 9
самолетов, эксплуатируя их под обозначением J2, и небольшое количество Ni-D 29
использовалось в Аргентине.
Французы использовали Ni-D 29 в боях против повстанцев в Марокко, причем часть
машин была переоборудована в вариант B.1 и могла нести бомбы малого калибра.
Испанские Nieuport принимали участие в подавлении выступлений повстанцев в
североафриканских колониях. Что касается Японии, то там Ko-4 составляли основу
парка истребительной авиации Императорской Армии вплоть до 1933 года, сыграв
важную роль во время оккупации Маньчжурии и в Шанхайском инциденте 1932 года.
Были разработаны несколько гоночных вариантов модели Ni-D 29, установивших не
менее восьми мировых рекордов скорости.
Модификации
: |
|
|
NiD-29
C.1 |
первая серийная модификация. |
NiD-29 B.1 |
экспериментальный
вариант штурмовика, вооруженный шестью бомбами массой 10 кг.
Небольшая партия самолетов была переделана в конфигурацию В.1. |
NiD-29bis |
был
представлен в 1922 г. на Авиасалоне в Париже. Имел уменьшенную
площадь крыла и управляемый хвостовой костыль; построен только
опытный самолет. |
NiD-29G |
вариант,
построенный параллельно с опытными самолетами, оснащенными
двигателями Hispano-Suiza, имел ротативный двигатель Gnome 9N.
Первый из двух построенных
самолетов был переделан для установки
двигателя Hispano-Suiza, двух основных и
дополнительного хвостового поплавков и
принял участие в 1920 г. в соревнованиях
Grand Prix de Monaco, второй
самолет прошел испытания с двигателем
Gnome как возможный палубный истребитель,
затем в 1920 г. он был переделан в самолет
NiD-32RH c двигателем Le Rhone 9R
мощностью 180 л.с.
|
NiD-29D |
вариант для
попытки установления мирового рекорда высоты. Имел двигатель с турбонагнетателем Rateau,
позволявший ему достигать высоты 7000 м. |
NiD-29 E.1 |
учебно-тренировочный
вариант, построенный для военной авиации Франции; был оснащен
двигателем Hispano-Suiza мощностью 180 л.с. и
вооружен одним синхронным пулеметом Vickers. |
NiD-29 SHV |
вариант
гидросамолета для соревнования Шнайдер
Трофи 1919г. Размах крыла был уменьшен до 8
м, с планера было снято
военное оборудование, и на нем
произведена усовершенствованная
внешняя отделка. Было построено два
самолета, один был представлен на
соревнованиях в 1921 г., но фактически они
не приняли участие ни в одном из двух
соревнований. |
NiD-29V |
разработанный
в 1919 г. конструктором Мэри при содействии инжeнера
компании Густава Делажа, самолет NiD-29V
являлся легким гоночным вариантом с
размахом крыла, уменьшенным до 6 м , двигателем HS 8Fb с
мощностью, увеличенной до 320 л.с.,
и уменьшенным до 936 кг максимальным взлетным весом.
Три
построенных гоночных самолета были
подвержены многочисленным модификациям
и приняли участие во многих
соревнованиях. Пилот Сади Лекуанте в 1919 г.
выиграл соревнования Coupe Deutsche, а в 1920г. -
соревнования Gordon Bennett Trophy на самолетах
NiD-29V. Аэроплан NiD-29Vbis являлся
единственным вариантом,
предназначенным для достижения
максимально возможной скорости: у него
была удалена открытая кабина с ее
лобовым стеклом и подголовником. Пилот
должен был пригибаться в фюзеляже,
полагаясь на обзор только через очень
маленькие окна с каждой его стороны;
неудивительно, что самолет был потерян
во время аварии при посадке в апреле 1921 г. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
NiD-29bis |
Размах крыла, м |
9.50 |
Длина, м |
6.44 |
Высота, м |
2.66 |
Площадь крыла, м2 |
27.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
850 |
нормальная взлетная |
1190 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano-Suiza 8Fb |
Мощность, л.с. |
1 х 300 |
Максимальная скорость , км/ч |
237 |
Крейсерская скорость , км/ч |
201 |
Практическая дальность, км |
480 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
8200 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
два 7.7-мм пулемета Vickers |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|