Первый истребитель со значительным использованием алюминиевых сплавов - NiD 52 поднялся в воздух в конце 1927-го. За ним
последовали NiD 62 со смешанной конструкцией и цельнометаллический NiD 72. На
NiD 52 хорду основного крыла немного уменьшили и его площадь сократилась на 0,4 м2 (площадь нижнего крыла также стала меньше на 1,35м ).
В конструкции крыла деревянные нервюры заменили дюралевыми, хотя полотняная и фанерная обшивки остались. Поменялось и хвостовое оперение - теперь оно стало полностью
цельнометаллическим, а площадь киля увеличилась до 5,2 м . Наконец-то все рулевые поверхности получили триммеры, что значительно облегчило управление.
Для уменьшения веса отказались, от крыльевых пулеметов, оставив лишь пару фюзеляжных "Виккерсов". Двигатель на NiD 52 остался
таким же -"Испано-Сюиза 12 Нb".
NiD 52, пока не принятый на вооружение родных ВВС, стал первым экспортным вариантом полутораплана. Еще в начале 1927-го один из серийных
NiD 42 побывал на Пиренейском полуострове, где участвовал в конкурсе по выбору основного истребителя для Испании. "Сорок второй" (в воздухе
показали испанцам и они остались довольны самолетом, признав его победителем.
Правительство страны решило выпускать французский полутораплан по лицензии, причем за эталон серии взяли более современный цельнометаллический NiD
52. По соглашению с фирмой "Ньюпор-Делаж", на заводе в Гуадалахаре должны были выпустить 125 NiD 52, причем первые
34 планировали собрать из деталей, поставленных из Франции.
В воздушных боях самолеты "Ньюпор-Делаж" пилоты проверили позже -когда началась гражданская война в Испании. Первые 34 NiD 52, собранные из французских запчастей в Гуадалахаре, были готовы летом 1930-го. Самолеты получили в обозначении приставку "Испано-Ньюпор" и отличались радиаторами, установленными не
на стойках шасси, а снизу двигателя. Остальные истребители собирались уже полностью из деталей, изготовленных в Испании, и к 1932 году закончили всю партию в 125
NiD 52.
Полуторапланы поделили между двумя авиационными группами - 12-я базировалась в Севилье и Гренаде, а 13-я в Барселоне и Логронье. А три самолета передали в летную школу.
Испанские пилоты отзывались о французских истребителях без особого уважения, критикуя их за тяжелое управление и невысокую скорость. Хотя фирма "Ньюпор-Делаж" гарантировала для
NiD 52 максимальную скорость в 260 км/ч на высоте 1800 м, эту цифру выжать на полутораплане так никто из испанцев не смог. Во время
контрольных испытаний в 1932-м максимальный результат для лицензионного истребителя составил лишь 225 км/ч, что для начала 30-х годов было явно недостаточно. Очень часто случались на
самолетах поломки и аварии, поэтому к началу гражданской войны, 18 июля 1936-го лишь 56 NiD 52 продолжали числиться боеготовыми.
Большинство истребителей находилось в руках правительства, а у националистов вначале оказалось только семь полуторапланов. Но уже 21 июля мятежники увеличили свой парк еще на три
машины. Звено правительственных истребителей совершило по ошибке посадку в Гренаде, где самолеты тут же были захвачены франкистами.
После этого случая командование ВВС законного правительства сделало все возможное для пополнения потерь. На заводе в Гуадалахаре из списанных машин и оставшихся запчастей
собрали 10 истребителей, и к ноябрю 1936-го в строю уже числилось 55 NiD 52.
Сведения о первых воздушных победах полутораплана довольно противоречивы. Так, республиканцы в начале июля 1936-го объявили о том, что летчик Каскон на своем
NiD 52 сбил бомбардировщик "Бреге XIX", хотя сам пилот впоследствии утверждал, что он возможно
лишь попал из пулеметов во вражеский самолет. Подобной путаницей ответили националисты - 23 июля они заявили о победе NiD 52 Бермудаса Кастро над таким же истребителем, хотя официальные круги правительства о потерях в этот день ничего не сообщали.
Достоверная победа одного полутораплана над другим зарегистрирована 6 августа, но, к сожалению, это был несчастный случай. Звенья двух республиканских эскадрилий - 2-й и 1-й, по
ошибке, приняли друг друга за врагов, и в воздушной схватке один NiD 52 сбили свои же летчики.
Для настоящих воздушных сражений в небе Испании полутораплан уже не годился. Устаревший французский самолет не мог достойно бороться с более современными немецкими и
итальянскими истребителями - не хватало ни скорости, ни маневренности. Так, республиканские пилоты полушутя-полусерьезно говорили, что на NiD
52 на равных можно драться втроем против одного "Фиата CR.32" или вдвоем против "Хейнкеля Не 51". Зачастую тактика
атаки была самой примитивной - постараться подойти незамеченным сзади, открыть огонь с дальней дистанции и тут же постараться уйти. Но испанцы народ горячий и не всегда разум
побеждал над желанием уничтожить врага любыми средствами. Так, в сентябре 1936-го республиканский летчик Феликс Уртуби в схватке с двумя CR.32
таранил одного итальянца, погибнув при этом сам.
Кроме испанцев, в правительственных ВВС летали на NiD 52 и иностранные волонтеры-добровольцы. Не очень хорошо освоив довольно
сложный в управлении истребитель, эти пилоты пополнили список небоевых потерь, разбив много самолетов на посадке. Вообще националисты сбили в воздухе лишь шесть NiD 52, а большую часть истребителей республиканцы потеряли после аварий и ошибок летчиков.
С прибытием в Испанию советской военной помощи, на борьбу с "Фиатами" и "Хейнкелями" отправили И-15 и И-16, а уцелевшим полуторапланам стали подыскивать второстепенные задания.
Зимой 1936-37 года оставшиеся NiD 52 передали в учебные части, хотя несколько машин привлекли в марте 1937-го для боев под
Гуадалахарой.