В январе 1928-го впервые взлетел прототип истребителя NiD.72 - очередная цельнометаллическая версия полутораплана. Идентичный в
общем предыдущему NiD 52, "семьдесят второй" имел уже дюралевую обшивку крыла. Из других отличий NiD 72 обладал еще уменьшенной площадью верхнего крыла и киля. Радиаторы со
стоек шасси переместили под нижнее крыло, расположив их в туннельных обтекателях. Первый NiD 72 получился на 200 кг легче, имея лишь
два фюзеляжных пулемета. В дальнейшем на истребитель вернули верхнюю пару пулеметов "Дарн" и установили более мощную модификацию двигателя - "Испано-Сюиза
12Lb" 660 л.с.
Отправились за границу несколько цельнометаллических NiD 72. Сначала три истребителя купила Бельгия. Первый из них прилетел в страну в октябре 1929-го, установив попутно рекордное время в 1 час 05 мин. для маршрута Париж-Брюссель.
Серийные "семьдесят вторые" отличались от прототипа элеронами по всему размаху крыла (как на NiD 622). Еще четыре
NiD 72 заказали ВВС Бразилии и именно этим самолетам первым из большой семьи полуторапланов "Ньюпор-Делаж" довелось участвовать в боевых
вылетах.
В июле 1932-го оппозиционные силы подняли в Бразилии антиправительственный мятеж против законного президента. К тому времени из четырех NiD
72 только два истребителя оставались в летном состоянии, базируясь на аэродроме Кампос дос Афонос. Именно отсюда 21 августа капитан Коста Оливейра угнал один
полутораплан к мятежникам. На перехват беглеца тут же собирались отправить второй NiD 72, но механики не смогли запустить двигатель.
Так что воюющие стороны поделили пару летающих истребителей поровну. В течение 86 дней вооруженного конфликта полуторапланы обеих сторон совершили несколько боевых вылетов, но в
воздухе друг с другом так и не встретились.
В июне 1930 г. появился цельнометаллический NiD.82C1, который являл собой как бы вершину развития
всего семейства. Он отличался измененным в плане кессонным верхним крылом с элеронами по всему размаху, а также увеличенным хвостовым оперением.
Поначалу на машине был установлен двигатель HS 12Lb, с которым она достигла скорости 280 км/ч у земли, а затем его заменили на менее мощный, но более
легкий Lorrain Petrel 12На в 500 л.с., закрытый хорошо обтекаемым капотом.
Машина проходила испытания в июне-июле 1930 г. Оказалось, что самолет наконец-то удалось избавить от
склонности к срыву в штопор. Однако ВВС истребитель не заинтересовал. В 1931 г. у него демонтировали нижнее крыло и в таком виде продали в Испанию.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
NiD-72 |
Размах крыла, м |
12.00 |
Длина, м |
7.63 |
Высота, м |
3.00 |
Площадь крыла, м2 |
29.10 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1318 |
нормальная взлетная |
1789 |
Тип двигателя |
1 ПД
Hispano-Suiza 12Hb |
Мощность, л.с. |
1 х 580 |
Максимальная скорость , км/ч |
270 |
Крейсерская скорость , км/ч |
253 |
Практическая дальность, км |
900 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
8900 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2021
|