Самолет Пфальц D.XII был представлен на очередной конкурс истребителей,
проходивший в конце мая 1918 г. За образец был взят французский истребитель SPAD
7, хотя в целом главный конструктор Рудольф Герингер продолжил концептуальные
разработки, воплощенные в удачных машинах DIII и D IIIa. Отличался от них
геометрией планера и более широким применением стальных деталей и узлов (шасси,
стойки бипланной коробки, моторама, каркас рулей, оперения и элеронов). Стремясь
снизить массу машины, одновременно сохранив прочностные характеристики,
конструктор уменьшил габаритные размеры и переработал схему бипланной коробки.
Самолет стал двухстоечным бипланом с N-образными стойками из профилированных
стальных труб. Это способствовало облегчению конструкции, но увеличило лобовое
сопротивление. Силовая схема фюзеляжа и оперения осталась прежней.
На конкурсе в Адлерсхофе участвовали три прототипа самолета, оснащенные
двигателями Мерседес D.IIIa (180 л. с), BMW IIIa (185 л.с.) и Бенц Bz.IIIb
(190л.с). Лучший результат показал экземпляр с двигателем BMW, но поскольку
такие силовые установки использовались на машинах Фоккер D VII, у "пфальца" не
было никаких шансов его получить. Пришлось довольствоваться старым испытанным "мерседесом".
Несмотря на это, Пфальц D XII по ряду летных характеристик превосходил Фоккер D
VII, что говорило о незаурядных качествах этой машины.
По конструкции самолет представлял собой одноместный деревянный биплан с
двухстоечной коробкой крыльев и фюзеляжем типа полумонокок. Каркас киля, рулей и
элеронов - металлический. Обшивка крыльев и рулей - полотняная.
Благодаря протекции регионального правительства Баварии в июне 1918 г. D.XII был
запущен в серию для оснащения баварских авиачастей. Военное руководство,
учитывая большие потери среди истребителей и огромную потребность в машинах
класса Фоккер D VII, было вынуждено разместить заказ на производство D XII.
Самолет запустили в серию еще до того как окончились испытания и его приняли на
вооружение. Общий объем заказов составил 750 экземпляров, из которых до конца
войны успели построить около 550. Самолет применялся на западном фронте и
состоял на вооружении примерно 20 истребительных эскадрилий.
Когда первые серийные машины в июне 1918 г. появились на фронте, многие пилоты
отнеслись к ним с подозрением. Однако самолет вскоре проявил себя. Имея
прекрасную аэродинамику, он обладал чрезвычайно высокой скоростью пикирования и
отличной скороподъемностью. Пилоты быстро оценили эти преимущества и с успехом
применяли их в бою. Одновременно было отмечено, что машина сложна в
пилотировании, а при выполнении фигур высшего пилотажа она теряла высоту и легко
входила в штопор. Правда, опытные пилоты легко справлялись с этими недостатками
и считали, что достоинства этого истребителя вполне компенсируют строгость в
управлении. Командир 4-й Баварской истребительной эскадры Эдуард фон Шлейх
рассказывал, что первые самолеты Пфальц D XII, поступившие в начале сентября
1918 г на вооружение его частей взамен устаревших Альбатросов D V и Пфальц DIII,
вызвали беспокойство у пилотов. Они ожидали прибытия Фоккеров D VII, о которых
со всех фронтов поступали прекрасные отзывы. Однако мнение летчиков изменилось
после того, как они познакомились с возможностями нового истребителя. Тяжелейшие
бои на старых машинах с новейшими истребителями противника ушли в прошлое.
"Пфальц" уступал Фоккеру D VII в скорости и скороподъемности, но опережал ее на
пикировании.
Фронтовая служба "Пфальцев" сопровождалась множеством аварий: в эксплуатации
выявилась недостаточная прочность шасси, которое часто ломалось при посадках.
Есть данные, что некоторые летчики намеренно разбивали свои аппараты, надеясь
получить взамен широко разрекламированный истребитель Фоккера.
Несомненно, главным врагом самолета Пфальц D XII была мощная пропагандистская
кампания, организованная в поддержку Фоккера D VII. Несмотря на то, что D.XII
превосходил широко распространенный "Альбатрос" D.Va, он не завоевал авторитета
у пилотов, наслышанных о гораздо более высоких достоинствах "Фоккера" D.VII.
Вместе с тем, нисколько не умаляя достоинства "фоккера", следует отметить, что
"пфальц" был просто неизвестен большинству фронтовых летчиков. К октябрю 1918 г.
на Западном фронте воевали только 180 самолетов Пфальц D XII, сосредоточенные в
23-ем, 32-ом, 34-ом, 35-ом, 64-ом, 65-ом, 66-ом, 77-ом, 78-ом и 81-ом
истребительных отрядах. Производство свернуто в ноябре 1918-го в связи с
окончанием первой мировой войны. Всего построено около 800 машин, из них лишь
300 попали на фронт, главным образом в баварские истребительные эскадры.
Прекрасный истребитель, к сожалению, слишком поздно пришел на войну. В декабре
1918 года D.XII снят с вооружения. Часть из них была уничтожена по условиям
Версальского договора, а остальные распроданы различным гражданским лицам и
организациям.
В конце войны был создан новый самолет Пфальц D XV, который по существу являлся
модификацией D XII. Он отличался одностоечной коробкой крыльев с N-образными
межкрыльевыми стойками. Нижнее крыло крепилось к фюзеляжу с помощью кабана (как
на Бристоле "Файтер"). Самолет оснащался двигателями Мерседес D.IIIa (180 л. с.)
или BMW IIIa (185 л. с). Этот истребитель развивал скорость около 200 км/ч.
Конструкция.
Истребитель "Пфальц D.XII" представлял собой одноместный биплан
цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж с несущей обшивкой из двух слоев фанеры.
Капот двигателя из алюминиевых листов.
Крылья деревянные, двухлонжеронные, одинаковой ширины, обшитые
материей. Возвышение нижнего крыла 1о3'. Элероны только на верхнем крыле из
стальных трубок, обтянутых материей. Такую же конструкцию имели и рули. Киль
интегральный с обшивкой фюзеляжа. Элероны и рули сбалансированные.
Двигатель - рядный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения,
"Мерседес D.IIIaue" мощностью 132 кВт. Радиатор лобовой из многочисленных медных
трубок.
Вооружение - два пулемета "Шпандау 08/15" калибра 7,92 мм по
бокам от двигателя. Боекомплект 400 выстрелов на ствол.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Pfalz D.XII |
Размах крыла, м |
9.00 |
Длина, м |
6.35 |
Высота, м |
2.70 |
Площадь крыла, м2 |
21.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
716 |
нормальная взлетная |
897 |
Тип двигателя |
1 ПД Mercedes D.IIIa |
Мощность, л.с. |
1 х 180 |
Максимальная скорость , км/ч |
170 |
Крейсерская скорость , км/ч |
152 |
Продолжительность полета, ч.мин |
2.30 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
5650 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два 7.92-мм пулемета LMG 08/15 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2021
|