Уголок неба ¦ Pfalz D.III

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой истребители
   Pfalz D.III
       
Разработчик: Pfalz
Страна: Германия
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Почти год - с середины лета 1917 г. и до весны 1918 г. - Pfalz D.III и D.IIIa вместе с самолетами Albatros D.III/V составляли основу парка истребительной авиации Воздушного флота (Fliegertrupре) Германской империи. Было выпущено около 1050 таких машин, которые приняли самое активное участие в воздушных битвах Великой войны.

Фирма Pfalz (полное название на момент основания - Pfalz Flugzeugwerke Albatros GmbH) была образована братьями Альфредом, Эрнстом и Вальтером Эверсбурхами 17 июля 1913 г. в городе Шпейере на Рейне. Вскоре ее название изменили на Pfalz Flugzeugwerke GmbH Speyer am Rhein. По-настоящему серьезной авиационной фирмой "Пфальц" стала после освоения лицензионного выпуска истребителей "Роланд". Эти самолеты отличались очень чистыми аэродинамическими формами и высокой прочностью конструкции фюзеляжей типа монокок, выклеенных из перекрестно уложенных в несколько слоев листов шпона (фирменная технология Wickelrumpf). В октябре 1916 г. "Пфальц" подписала контракт на поставку 20 истребителей, получивших обозначение Roland D.I (Pfal), а в ноябре - на 100 Roland D.II (Pfal). Первые D.II сошли со сборочной линии в марте 1917 г., но в дальнейшем лишь 30 машин были переданы военным в исходном виде. Причиной изменения условий контракта стал успех инженеров "Пфальца".

Амбициозные планы руководства компании начать производство собственных самолетов были реализованы с приходом на фирму в период освоения "Роланда" талантливого австрийского инженера Рудольфа Герингера. Под его руководством в конце 1916 г. началась разработка сразу двух истребителей. Первый - Pfalz D.VI оснащался 110-сильным ротативным двигателем воздушного охлаждения Oberursel Ur.II, имел фюзеляж типа "Роланд" и коробку крыльев, конструктивно подобную самолетам "Ньюпор". Машина была построена, испытывалась, но развития не получила. Второй истребитель - Pfalz D.III представлял собой глубокую модернизацию Roland D.II и имел двигатель водяного охлаждения Mersedes D.III мощностью 160 л.с. Первый такой самолет (предполагаемый серийный номер 1320/17) появился в конце апреля - начале мая 1917 г. и оказался значительно лучше "Роланда" по летным характеристикам. В тот период из воюющих частей все чаще стала поступать критика в адрес Roland D.II, который не мог идти ни в какое сравнение с поставляемым на фронт во все больших количествах конкурентом Albatros D.III. Неудивительно, что, располагая значительно лучшим самолетом, руководство "Пфальца" сумело убедить заказчика приобрести вместо 70 недостроенных по контракту "Роландов" такое же количество Pfalz D.III (№№ 1360-1489/17).

Новый истребитель понравился фронтовым летчикам. По сравнению со всеми "Альбатросами" он имел значительно лучший обзор из кабины, намного более прочную конструкцию, что позволяло не бояться разрушения самолета при больших скоростях на пикировании ("головную боль" всех пилотов "Альбатросов"), и великолепную маневренность, не превзойденную до появления триплана Fokker Dr.I. Критику вызывало закрытое расположение пулеметов. Это хоть и улучшало аэродинамику, но, по мнению пилотов, затрудняло прицеливание и доступ к оружию в воздухе. Сравнивая дальше конкурентов, фронтовики отмечали, что хотя скорость горизонтального полета у истребителей Albatros D.III, а позже и D.V была несколько выше, но на пикировании "Пфальц" легче разгонялся и получал преимущество. Сравнение характеристик скороподъемности не было столь однозначным -качество сборки "Пфальца" было существенно хуже, и каждая машина имела индивидуальные особенности. В целом признавалось, что Pfalz D.III и Albatros D.V примерно равноценны по боевым качествам, и предпочтение того или иного самолета больше зависело от индивидуальных вкусов пилота. Так, командир 1-й истребительной эскадры (Jagdgeshwader 1 или JG 1) барон Манфред фон Рихтгофен (80 побед - здесь и далее указано полное количество побед летчика, т.к. вычленить победы на "Пфальцах" из общего перечня не представляется возможным.) отдавал предпочтение "Альбатросу", а командир JG 2 Рудольф Бертольд (44 победы) больше тяготел к "Пфальцу". Тем не менее тот же Рихтгофен вооружил подопечные ему эскадрильи не только "Альбатросами", но и "Пфальцами", что говорит само за себя.

Учитывая полученные замечания, "Пфальц" начала модернизацию истребителя. Объем переделок оказался довольно большим: установлен новый двигатель Mersedes IIIa мощностью 180 л.с, пулеметы перенесены на верх фюзеляжа, изменена конфигурация нижнего крыла и горизонтального оперения, заменен воздушный винт. Новый самолет решили назвать Pfalz D.IIIa.

Тем временем начался выпуск второй серии истребителей Pfalz D.III (№№ 4000-4189/17), в которой, начиная с самолета с номером 4165/17, стали производиться Pfalz D.IIIa. В июне было заказано еще 109 D.IIIa (№№ 4190-4299/17). До конца года Воздушный флот заказал еще несколько серий Pfalz D.IIIa. В частности, на фотографиях встречаются самолеты с серийными номерами, начинающимися на 6000, 8000, 8100 и 8200/17. Завершающая серия "троек" (№№ 1250-1349/18) была заказана в январе 1918 г., а 15 апреля фирму покинул последний истребитель этого типа. Всего было выпущено примерно 775 Pfalz D.IIIa.

Из зарубежных заказчиков Pfalz D.IIIa известны только Турция и Австро-Венгрия. Первая получила некоторое количество машин последней серии выпуска, о дальнейшей судьбе которых история умалчивает. Австрийцы предполагали наладить лицензионный выпуск истребителя со своим мотором Austro-Daimler мощностью в 200 л.с. Такой самолет был построен в конце ноября 1917 г. Несмотря на многообещающие расчеты, проект завершился полным провалом. Большая на 46 кг масса двигателя настолько изменила центровку самолета, а с ней характеристики устойчивости и управляемости, что ни о какой серии не могло быть и речи.

Время появления "Пфальца" на фронте точно не определено. По официальным данным, на 31 августа 1917 г. в войсках находилось всего 3 таких истребителя, 30 сентября - 145, а 31 декабря - 390 (вместе с D.IIIa). В то же время это расходится с утверждением адъютанта JG 1 Карла Боденшатца, который пишет, что уже в начале июля эскадра была укомплектована "смесью" из "Альбатросов" и "Пфальцев".

Как видим, список весьма обширный, что говорит о месте нашего героя в Воздушном флоте Германии. При этом чаще всего эскадрильи комплектовались самолетами разного типа. Вместе с "Пфальцем" могли служить "Альбатросы", а позже и трипланы Фоккера. Причем именно последнюю "смесь" авиаторы Антанты считали наиболее опасной. "Пфальцы" сковывали противника и "доставали" на пикировании выходящие из боя самолеты, а "Фоккеры" заправляли в "собачей свалке". На "тройках" воевало немало прославленных имперских асов, например: Эрих Ловенхардт - 53 победы, Вернер Фосс - 48, Пауль Баумер - 43, Эмиль Тьюи - 35, Карл Деглов - 30, Ганс Кляйн - 22, Алоис Хельдман -15 и др.

Весной 1918 г. новые истребители Fokker D.VII, Pfalz D.XII и Siemens Schukkert D.III/D.IV начали вытеснять Pfalz D.III/D.IIIa. Тем не менее, на второстепенных направлениях и как учебные эти самолеты использовались до капитуляции Германии. Хотелось бы отметить, что "тройка" оставила "первую линию" не из-за неудовлетворительных боевых качеств. "Пфальц" считался вполне адекватным основным своим оппонентам: Sopwith Camel, S.E.5a, Bristol F.2 Fighter и Spad XIII, которые массово применялись на фронте до конца войны. Просто появление истребителя Fokker D.VII знаменовало собой качественный скачок в развитии военной авиации, на который союзники так и не смогли дать достойный ответ.





 ЛТХ:
Модификация   D.III
Размах крыла, м   9.40
Длина, м   7.12
Высота, м   2.67
Площадь крыла, м2   22.14
Масса, кг  
  пустого самолета   693
  нормальная взлетная   905
Тип двигателя   1 ПД Mercedes D.III
Мощность, л.с.   1 х 160
Максимальная скорость , км/ч   181
Крейсерская скорость , км/ч   147
Продолжительность полета, ч.мин   2.30
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   5500
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два 7.92-мм пулемета LMG 08/15 Spandau


 Доп. информация :


  Чертеж "Pfalz D.III"
  Фотографии:

 Сборка прототипа Pfalz D.III
 Прототип Pfalz D.III
 Прототип Pfalz D.III
 Pfalz D.III
 Pfalz D.III
 Pfalz D.III
 Pfalz D.III
 Pfalz D.III
 Pfalz D.III
 Pfalz D.III
 Pfalz D.III
 Pfalz D.III
 Pfalz D.III
 Pfalz D.III
 Pfalz D.IIIa
 Pfalz D.IIIa
 Pfalz D.IIIa
 Pfalz D.IIIa
 Pfalz D.IIIa
 Pfalz D.IIIa
 Pfalz D.IIIa
 Pfalz D.IIIa захваченный французами
 Голланский Pfalz D.IIIa
 Голланский Pfalz D.IIIa
 Pfalz D.IIIa
 Pfalz D.III
 Pfalz D.IIIa
 Установка пулеметов на Pfalz D.IIIa
 Кабина пилотов Pfalz D.III

  Схемы:

 Pfalz D.III
 Pfalz D.IIIa

  Варианты окраски:

 Pfalz D.III
 Pfalz D.III  Jasta 21s   (c) Bob Pearson
 Pfalz D.IIIa  Jasta 16b   (c) Bob Pearson

 



 

Список источников:

Авиация и Время 2003-03. Андрей Хаустов. Третий "Пфальц" кайзера
Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой
Putnam. O.Thetford, P.Gray. German Aircraft of the First World War
Jack Herris. Pfalz Aircraft of WWI
Windsock 7. R.L. Rimell, P.M. Grosz. Pfalz D.III
Windsock 21. P.M. Grosz. Pfalz D.IIIa
Windsock 107. P.M. Grosz. Pfalz D.III
Aircraft Profile 43. Peter L. Gray. The Pfalz D.III
Flugzeug Classic 2016-12. Herbert Ringlstetter. Pfalz D.III
HPM 1994-08-09. Jan Zahalka, Petr Aharon Tesar. Pfalz D.III/D.IIIa
W.Green, G.Swanborough. The Complete Book of Fighters
Das Historische Archiv der Stiftung Deutsches Technikmuseum Berlin
Pilots-n-Planes-WW1.com. Pfalz D.III
Jane's Fighting Aircraft of World War I
History in Illustration.
Bob Pearson. The Pfalz Flugzeugwerke A.G.
L+K 1997-12. Jiri Hornat. Pfalz D.IIIa
L+K 1999-18-19. Pert Cenker. Pfalz D.III a D.IIIa


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: