Вторая половина войны характеризовалась резким ростом количества воздушных схваток. Противоборствующие стороны прилагали максимальные усилия, стремясь
увеличить выпуск авиационной техники и улучшить летно-технические данные самолетов. В связи с этим Австро-Венгрия постоянно испытывала острую нехватку в
современной боевой технике, особенно истребителях. Поэтому, когда немецкий авиаконструктор Эрнст Хейнкель создал самолет Branderburg D I, по разным причинам не
нашедший применения в Германии, его компаньон, богатый австрийский бизнесмен граф Кастильо - не предложил организовать серийное производство машины на заводах
принадлежащих ему фирм "Hansa-Branderburg" и "Phonix".
Главный конструктор фирмы "Phonix" Габриэль Кирштаг творчески подошел к выпуску истребителя Хейнкеля, решив сначала коренным образом его доработать.
Конструкция самолета была максимально облегчена, установлено новое верхнее крыло и обычные межкрыльевые стойки, а также модернизировано хвостовое оперение. В
качестве силовой установки был использован более мощный шестицилиндровый рядный двигатель Геро (200 л. с). Вооружение состояло из двух синхронных пулеметов "Шварцлозе".
Осенью 1917г. новый истребитель, получивший обозначение Phonix D.I, был одобрен Министерством авиации. Фирма получила первый заказ на 150 машин,
которые выпускались тремя равными сериями, отличавшимися только двигателями, поставляемыми тремя разными заводами.
В феврале 1918 г. самолеты стали поступать в строевые части австро-венгерской авиации. Военные моряки также заинтересовались этим истребителем и закупили
небольшую партию машин, получивших обозначение Phonix J.1. Боевая эксплуатация на итальянском фронте показала, что по скорости самолет превосходит лучший
истребитель противника Сопвич "Кэмел", но уступает ему в маневренности. Было выявлено и то, что конструкция планера недостаточно прочная. Для устранения этого
недостатка пришлось срочно усиливать мотораму, а том числе и во фронтовых условиях.
В результате была создана новая модификация Phonix D.II, которая выпускалась всериях 122,222,322. Новая машина отличалась усиленным фюзеляжем,
модернизированными килем и рулем направления, а также элеронами с аэродинамической компенсацией. В мае 1918 г. Phonix D.II появился на фронте, где
демонстрировал хорошие летно-технические характеристики.
Одновременно была выпущена серия 422, самолеты которой получили обозначение Phonix D IIа. На этих машинах на обоих крыльях устанавливались элероны и
использовался более мощный двигатель Геро. У самолетов D.IIа несколько возросла скорость. Незадолго до окончания войны было организовано производство варианта
Phonix D.III с двигателем Геро (225 л. с). В двух экземплярах был изготовлен Phonix D.IV с двигателем Австро-Даймлер. Фюзеляж этой модификации
представлял собой полумонокок.
Самолеты Phonix D.I и D.II пользовались хорошей репутацией у летного состава. На них летали многие асы австро-венгерской авиации, например, значительное
количество побед на Phonixе D.I одержал Франк. 31 июля 1918 г. его самолет был в ремонте, поэтому пришлось вылетать на Авиатике DI.
В бою с "Кэмелом", который
пилотировал Линке-Кроуфорд, Франк был сбит и погиб.
Всего было произведено 160 истребителей Phonix D1,144 - DII, 48 - D На и 29 - DIII.
Конструкция.
Самолет "Феникс D.I" и D.II представлял собой одноместный биплан
цельнодеревянной конструкции. Каркас фюзеляжа обшит фанерой, а в
передней части алюминиевым листом. Блок цилиндров выступает за пределы
фюзеляжа, чтобы улучшить охлаждение.
Крылья двухлонжеронные, обшиты материей. Между крыльями распорки из
стальных трубок и растяжки из стальной проволоки. Элероны металлические
с матерчатой обшивкой, только на верхнем крыле. Привод элеронов на D.I с
помощью толкателей, на D.II - с помощью тяг. Радиатор над верхним
крылом. Винт деревянный, двухлопастный, диаметром 2660 м.
Вооружение - два пулемета "Шварцлозе" калибра 8 мм, боекомплект 300
выстрелов на ствол. Пулеметы установлены под капотом слева и справа от
двигателя, оснащены синхронизатором системы Цапарка.