Какой самолет до Первой Мировой войны был самым быстрым? Любой, кто
интересуется историей авиации, сразу же ответит, что это был гоночный самолет Deperdussin Monocoque, первым достигший скорости 200 км/ч. Однако, если
спросить: а какой самолет был в те годы вторым в гонке за призраком скорости, то
мы редко услышим ответ. А между тем ответ на этот вопрос достаточно прост: это
был моноплан Ponnier D.3, оснащенный ротативным 160-сильным (118 кВт) двигателем Gnome.
29 сентября 1913 года в проводившейся в Реймсе гонке на кубок Гордона Беннетта
он, уступив немного гоночному самолету Deperdussin Monocoque, пришел вторым,
показав среднюю скорость 197,5 км/ч. В данном результате наиболее удивительным
был тот факт, что D.3 в отличие от победителя Monocoque не мог похвастаться
"облагороженностью" аэродинамики. Если конструкторы компании Deperdussin придали
монококовому фюзеляжу своей машины сигарообразную форму, то пришедший вторым
самолет имел ферменный фюзеляж с прямоугольным поперечным сечением.
Разработка самолета, о котором пойдет речь в данной статье, имела в числе своих
создателей соперника Армана Депердюссена - еще одного пионера авиации, а также
успешного конструктора и предпринимателя (его компания имела филиалы в
Великобритании, и дома во Франции она функционировала много лет после войны)
Рене Анрио (René Hanriot). Однако в 1913 году Анрио временно утратил интерес к
авиации и занимался бизнесом в других областях. Деятельность компании, которая
теперь называлась Avions Ponnier, продолжил Луи Альфред Понье (Louis Alfréd
Ponnier) - один из директоров компании Рене Анрио.
Источники не говорят, где компания начала свою работу, но, скорее всего, это
было в Реймсе на производственных мощностях, которые до этого занимала компания Анрио. Гоночный моноплан D.3 был самым успешным довоенным самолетом Луи Альфреда Понье:
первый биплан компания разработала в начале лета 1913 года, за ним последовали одноместный биплан и двухместный моноплан, которые не имели особого успеха. Затем
был построен самолет, который позднее был назван - Ponnier L.1.
В 1915 году Луи Альфред Понье нанял молодого инженера Пьера Дюпона (Pierre
Dupont), который к осени разработал конструкцию прототипа истребителя - тогда
уже существовали машины данного класса, - получившего обозначение Ponnier M.1.
Этот самолет должен был стать конкурентом одноместному истребителю Nieuport 11
Bébé. Постройка прототипа была завершена в конце 1915 года.
К сожалению, самолет был испорчен неопытностью Дюпона: у машины были неправильно
выбраны пропорции (соотношение площадей крыльев и хвостового оперения) и
положение центра тяжести, имелось и много других недостатков.
Планер самолета был в основном цельнодеревянным, из стальных труб был сварен
лишь каркас руля направления бескилевого вертикального оперения. В качестве
обшивки самолета в основном использовалось полотно, листы алюминия применялись в
передней части фюзеляжа до кабины пилота.
Силовая установка состояла из девятицилиндрового 80-сильного (59 кВт)
ротативного двигателя Le Rhone 9C, переднюю часть которого закрывал огромный
полусферический кок винта. Вооружение самолета состояло из одного 7,7-мм
пулемета Lewis, установленного над центропланом верхнего крыла и стрелявшего вне
зоны ометания винта. Горизонтальное оперение прототипа уже имело отличия от
первоначального проекта.
Прототип Ponnier M.1 был испытан в январе 1916 года рядом пилотов, по-видимому в
основном военных, поскольку в самолетах данного типа ВВС Франции (Aviation
Militaire) были крайне заинтересованы. 29 января в расположенном в Аворе (Avord)
самом знаменитом французском училище военных летчиков в кабину M.1 сел Шарль
Нунжессер, чья звезда летчика-аса еще только начинала всходить. Вскоре после
взлета самолет после незначительного сваливания перешёл в неконтролируемый
штопор, из которого пилот не смог выбраться и разбил машину. Причиной
возникновения аварийной ситуации стали уже упомянутые недостатки (особенно
неудовлетворительное положение центра тяжести) и недостаточная площадь
вертикального оперения с недостающим килем.
Шарль Нунжессер сломал обе ноги и челюсть, но, безусловно, самая неприятная
травма произошла, когда ручка управления попала ему в рот и повредила нёбо...В
свою часть - эскадрилью N.65, оснащенную истребителями Nieuport 11, - он смог
вернуться лишь 29 марта 1916 года.
После аварии командование французских ВВС потеряло интерес к M.1, хотя один из
источников утверждает, что часть машин была направлена в летные школы. Однако
машина компании Ponnier получила второй шанс: ВВС Бельгии (Aviation Militaire
Belge) очень нуждались в боевых самолетах. Заполучить истребители Nieuport 11
бельгийцам не удалось, и через своего представителя майора Луи Турне (Louis
Tournay) они заказали 30 экземпляров Ponnier M.1.
Строительство машин начала принадлежавшая Луи Альфреду Понье компания Société
Anonyme Francaise de Constructions Aéronautiques (SAFCA). Но вскоре бельгийцы обнаружили
трудности в управлении M.1. С некоторых машин были сняты коки винтов, увеличено
горизонтальное оперение и добавлен узкий невысокий киль вертикального оперения.
Бельгийские ВВС сократили заказ до 10 самолетов (в некоторых источниках
указывается 18 машин, но это, возможно, опечатка).
Как заявил позднее выдающийся бельгийский летчик-ас Вилли Коппенс,
истребитель Ponnier M.1 и после модификаций в целом оставался неустойчивым.
Результатом стал вывод M.1 из состава боевых подразделений после всего 14 дней
безуспешных боевых операций, после чего машины были, по-видимому, выведены из
эксплуатации, так как для подготовки пилотов они не подходили. Возможно, они
служили тренажерами для обучения рулежкам на земле.
После истребителя M.1 компания SAFCA продолжила
разработку боевых самолетов. Следующей ее машиной стал двухместный истребитель
M.2, который не вызвал интереса у французских ВВС и остался в качестве прототипа.
Остается добавить, что когда Рене Анрио в 1916 году вернулся в авиастроение, то
взял к себе на должность главного конструктора Пьера Дюпона, и форма
вертикального оперения созданного им истребителя H.D.1 скорее всего унаследована
им от крошечного киля более раннего Ponnier M.1.