Самолет Сопвич "Пап" (Sopwith
Pup) создали (автор проекта
- инженер Герберт Смит) по заказу Адмиралтейства (в следствии
этого получил индекс Admiralty Type 9901) для
эскадрилий морской авиации, в задачу которых входило патрулирование, разведка, а
также воздушное прикрытие кораблей. Представленный Адмиралтейству самолет ничем
не отличался от спортивной машины SL.T.BP, построенный в 1915 году для
летчика-испытателя завода Гарри Хокера. Самолет оказался настолько удачным, что
его тут же предложили военным. Как это обычно было, никакой технической
документации на самолет не существовало. Чертежи деталей выполнялись мелом на
полу и стенах мастерской, где собирался прототип. Постройка прототипа завершена
9 февраля 1916 года.
Прототипы и 95 первых самолетов собрали на фирме "Сопвич Авиейшн Ко, лтд" в
Кингстоне. Но в это время предприятие уже было загружено заказом на очень
хороший самолет "11/2 Страттер", поэтому лицензию на выпуск "Папа" передали
фирмам "Стандард Мотор Ко, Лтд" (85 штук), "Уайтхед Эйркрафт, Лтд" (820 штук) и
"Бредмор Ко" (80 штук). Всего изготовили 1847 самолетов всех вариантов.
Прототип облетали 27 марта 1916 года, а первые серийные экземпляры прибыли на
фронт в сентябре. Первым новые самолеты получила 2-я эскадрилья морской авиации.
Уже в первый месяц полетов пилоты эскадрильи заявили восемь побед, не потеряв ни
одной машины. В сентябре 1916 года английская авиация, несущая тяжелые потери во
Франции от германских "Фоккеров" и "Альбатросов", потребовала пополнения. На
Западный фронт направили 8-ю эскадрилью морской авиации, которая приступила к
боевым вылетам в районе Соммы в первых числах ноября 1916 года. До конца 1916
года англичане заявили 20 побед. В декабря 1916 года только восемь дней стояла
летная погода, но за этот короткий срок летчики заявили 16 побед.
Название самолета "Пап" (Pup - щенок) - это прозвище, данное машине фронтовыми
пилотами. Самолет сохранил форму межкрыльевых подкосов
для самолета 1½ Strutter, но,
поскольку он имел уменьшенный на 20%
размах крыла, то к нему относились как к
"детенышу" ("pup") предыдущих самолетов.
Официально оно никогда не было признано, однако прижилось и даже
фигурировало в правительственных приказах и рапортах.
"Пап" оказался исключительно удачным самолетом. Он отличался необычайной
маневренностью, не терял высоту на крутых виражах, несмотря на слабый двигатель
развивал максимальную скорость до 179 км/ч, при том что посадочная скорость,
напротив, была минимальной - всего 45 км/ч. Вскоре во Франции на "Папах" летало
уже семь эскадрилий морской и три эскадрильи армейской авиации. В апреле 1917
года 32% английских истребительных эскадрилий было оснащено самолетами фирмы "Сопвич",
в том числе три (3, 54 и 66) самолетами "Пап", по 18 машин в эскадрилье.
Наибольшим успех истребителя был отмечен 11 апреля 1917 года, когда лейтенант
Дж.С.Т. Фолл в ходе одного боевого вылета сбил два германских "Альбатроса" и
один "Гальберштадт". 12 мая семь "Папов" из 4-й эскадрильи морской авиации сбили
пять "Альбатросов" без потерь со своей стороны. С июля 1917 года "Папы" также
служили в эскадрильях ПВО на территории Англии, где успешно перехватывали
германские бомбардировщики и цеппелины.
Самолеты "Пап" благодаря своей невысокой посадочной скорости использовались в
качестве палубных истребителей. (Сопвич "Пап" - первый в мире истребитель
корабельного базирования! Часть самолетов морского базирования оснащалась
специальным полозковым шасси.) В июне 1917 года самолет "Пап" взлетел с
6-метровой платформы, установленной на башне главного калибра крейсера "Ярмут".
21 августа лейтенант Б.А. Смарт, взлетев с этой же платформы, сбил немецкий
цеппелин L23. Аналогичными платформами были оборудованы и другие английские
крейсера, были созданы специальные корабли - "носители самолетов" (термина
авианосец тогда еще не существовало). На палубу одного из таких "носителей" ("Фьюриес")
2 августа 1917 года капитан Даннинг совершил удачную посадку. К сожалению,
капитан погиб в ходе одной из следующих попыток сесть несколько дней спустя.
Самолеты "Пап" действовали в составе морской и армейской авиации до конца
войны, несмотря на то, что их выпуск прекратили в 1917 году.
В 1917-18 гг. им были оснащены 4 крейсера и 5 авианосцев британских ВМС,
а также - плавучие аэродромы-баржи, размещенные в Ла-Манше. С
января 1918 г. самолеты перевели в учебные
подразделения.
Самолет "Пап" представлял собой одноместный биплан цельнодеревянной конструкции.
Фюзеляж имел каркас с сосновыми лонжеронами. В районе кабины фюзеляж обшит
фанерой, в хвостовой части обшивка матерчатая со шнуровкой по правому борту.
Крылья деревянные, двухлонжеронные, обшитые материей. Верхнее крыло из трех
частей, нижнее - из двух. Верхнее и нижнее крыло имели небольшое возвышение.
Законцовки и задняя кромка крыльев усилены тонкой стальной трубкой. Элероны на
обоих крыльях, из стальных трубок, обтянуты материей. Шасси из стальных трубок в
форме буквы V, резиновый амортизатор. Двигатель - ротационный "Ле-Рон 9С"
мощностью 60 кВт, или "Клерже 7Z" мощностью 80 кВт. Винт деревянный,
двухлопастный. Вооружение - один синхронизированный пулемет "Виккерс" калибра
7,7 мм, установленный перед кабиной. Боекомплект 500 выстрелов. Большинство
морских "Папов" были вооружены вместо "Виккерса" пулеметом "Льюис",
установленном на треноге и стреляющим по диагонали вперед и вверх через прорезь
в верхнем крыле. Для борьбы с цеппелинами и аэростатами некоторые самолеты несли
по четыре ракеты "Ле-Прие", установленные на распорках между крыльями. Однако
практического применения эти ракеты не нашли.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Pup |
Размах крыла, м |
8.08 |
Длина, м |
5.89 |
Высота, м |
2.87 |
Площадь крыла, м2 |
23.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
357 |
нормальная взлетная |
556 |
Тип двигателя |
1 ПД Le Rhоne 9C (Gnome Monosoupape) |
Мощность, л.с. |
1 х 80 (100) |
Максимальная скорость , км/ч |
179 |
Крейсерская скорость , км/ч |
161 |
Продолжительность полета, ч |
3 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
5640 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
один 7.7-мм пулемет Vickers |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2022
|