Построенный как одноместный
палубный истребитель, пригодный для запуска с катапульты, самолет Romano
R-90 совершил свой первый полет в августе 1935 года. Самолет
первоначально оснащался звездообразным двигателем Hispano-Suiza 9Vbrs мощностью 485 кВт (650 л.с.).
Вооружение состояло из четырех 7.5-мм пулеметов Darne (по
два на нижних крыльях и на поплавках).
В попытке
создать конкурентоспособный самолет для ВМС Франции на фирме Romano уже в октябре 1935 года модернизировали истребитель R-90
установив на него V-образный двенадцатицилиндровый двигатель Hispano-Suiza 12Ycrs-1
мощностью 900 л.с. (671 кВт).
Так же
значительно было усилено вооружение - вместо четырех 7.5-мм пулеметов
новый самолет получил одну 20-мм мотор-пушку Hispano-Suiza HS-9 и два
7.5-мм пулемета Darne.
Самолет
прошел конкурсные испытания в
исследовательском центре ВМС Франции вместе с самолетами Loire, Bernard
и Potez. Конкурс выиграл самолет Loire 210. Единственный экземпляр
R-90 дальнейшем был переделан в колесный вариант R-92. Этот самолет решили продать ВВС
республиканцев.
В режиме строжайшей
секретности самолет облетали в бельгийском центре Centre d'Essais du
Materiel Aerien (CEMA) под видом спортивного и даже выдали гражданский
регистрационный номер. Лето 1938 года R-92 был
доставлен в Барселону. Его
серийное производство так и не состоялось и самолет остался в
единственном экземпляре.
Несмотря на
неудачу самолет смог все же вызвать интерес у Испанских ВВС. Они
заказали небольшую серию из 24 сухопутных самолетов R-83
с моторами Pratt & Whitney Wasp Junior мощность 450 л.с.
Сборку самолетов в режиме секретности осуществила бельгийская компания
LACEBA (Les Atleliers de Construction et d'Exploitation de Brevets
Aéronautiqes).
Из-за
проблем с поставками американских двигателей, на первые экземплярах
самолета устанавливался менее мощный Salmson 9ABa (280 л.с.). После
летных испытаний стало ясно, что с такой силовой установкой самолет не
может использоваться как истребитель, а только в роли
учебно-тренировочного. В результате выпуск R-83
был прекращен после 6 экземпляра.