Опытный истребитель Sage Type 2 был по своему одним из самых современных
самолетов Первой Мировой войны: он имел закрытую кабину экипажа, высокие летные
характеристики и отличную маневренность. Но все же ряд обстоятельств приговорил
этот самолет к неудаче. Задолго до создания истребителя создавшая его компания Frederick Sage & Co (Sage) была производителем столярных инструментов и
прославилась высоким качеством своих творений. Видимо поэтому в 1915 году
Адмиралтейство приказало компании начать производство авиационной техники.
Первые заказы были на гондолы и каркасы дирижаблей, и в конце июля того же года
был выдан заказ на двенадцать поплавковых гидросамолетов Short 184. Первый
построенный компанией Sage гидросамолет спустя менее чем три месяца после выдачи
заказа. Видимо это послужило причиной выдачи других заказов. В сентябре 1915
года заводским летчиком-испытателем и советником компании Sage стал британский
пионер авиации Э. К. Гордон-Ингланд (E. C. Cordon England), под руководством
которого в конце года было образовано конструкторское бюро компании.
Первым самолетом, разработанным конструкторским бюро компании, стал двухмоторный
бомбардировщик Sage Type 1. Машина оказалась неудачной и не пошла дальше
кульманов, но в ее конструкции использовался ряд необычных для того времени (и
применяющихся в наши дни) технических решений:
- два основных больших колеса и два передних противокапотажных колеса должны
были по большей части размещаться внутри фюзеляжа, делая клиренс самолета
небольшим;
- установка у законцовок нижнего крыла вспомогательных стоек с поддерживающими
колесами.
Двигатели бомбардировщика должны были размещаться в межкрыльевом пространстве
далеко от фюзеляжа и нижнего крыла. К сожалению для компании Sage Адмиралтейство
отвергло проект бомбардировщика Type 1.
В начале 1916 года конструкторское бюро компании Sage начало работы над
истребителем Type 2. Работы начались в январе под руководством наемного главного
конструктора Клиффорда У. Тинсона (Clifford W. Tinson), который свою
конструкторскую карьеру начал в компании British & Colonial Aeroplane Co. (Bristol)
ассистентом Фрэнка Барнуэлла и участвовал в создании знаменитого
истребителя-биплана Bristol Scout. О качествах Тинсона свидетельствует тот факт,
что перед приходом в компанию Sage он работал в авиационном управлении
Адмиралтейства.
Истребитель Type 2 создавался в то время, когда в Великобритании еще не было
подходящего оборудования для синхронизации, но инженеры компании предложили
другой способ оснастить самолет с тянущим винтом эффективным пулеметным
вооружением. Истребитель Type 2 был выглядящим необычно маленьким двухместным
полуторапланом. Необычность в конструкции самолета заключалась в большой
закрытой кабине экипажа, защищавший от погоды пилота и наблюдателя, только если
последний не использовал подвижный 7,7-мм пулемет Lewis. Этот пулемет, к
которому должен был подняться наблюдатель, был расположен над вырезом в
центроплане верхнего крыла.
Хотя Type 2 был двухместным истребителем, он был меньше, чем большинство
одноместных истребителей. Его общая компоновка не была необычной, так как
наблюдатели в французских двухместных истребителях Nieuport 10 и 12 хотя и не
сидели в закрытых кабинах, но также вели огонь из подвижных пулеметов. Подобную
закрытую кабину имели и австро-венгерские боевые самолеты: истребитель Lloyd
40.05 и самолеты-разведчики и легкие бомбардировщики Hansa Brandenburg C.1 64.01
и Brandenburg C.1 26.17, поставленный компанией Phönix; отличие
австро-венгерских машин от британской заключалось в том, что закрытой кабине
находился только стрелок.
Истребитель Type 2 имел цельнодеревянный силовой набор и полотняную обшивку, но
в обшивке передних кромок обоих крыльев использовалась фанера. Большое внимание
было уделено снижению аэродинамического сопротивления: 100-сильный (75 кВт)
девятицилиндровый ротативный двигатель Gnome был покрыт очень плотным капотом, а
четырехлопастный винт получил гигантскую полукруглую втулку.
Еще одной особенностью истребителя Type 2 были однолонжеронное узкое нижнее
крыло, соединявшееся с верхним при помощи V-образных межкрыльевых стоек. Форма
вертикального оперения с отсутствием киля была замечательным напоминанием о руле
направления Bristol Scout. Благодаря упомянутой выше большой закрытой кабине
экипажа наблюдатель мог свободно вести огонь во все стороны в верхней полусфере
и частично мог стрелять в нижнюю полусферу. Расположенные над окнами верхние
части закрытой кабины экипажа имели фанерную обшивку. В целом истребитель Sage
Type 2 представлял собой пример хорошо спроектированной конструкции.
К сожалению, существование этого истребителя было очень коротким. Единственный
прототип совершил свой первый полет 10 августа 1916 года. Маневренность и летные
характеристики, достигнутые в ходе неполных летных испытаний, были исключительно
высокими для двухместного истребителя с двигателем мощностью 100 лошадиных сил.
Вскоре 20 сентября в Гранвелле (Granwell) во время испытательного полета шарнир
руля направления сломался, и Type 2 стал неуправляемым. Пилот попытался
приземлиться, но самолет врезался в дерево и был разрушен. К этому времени уже
появились достаточно хорошие синхронизаторы. Позволявшие вести огонь сквозь зону
ометания винта. Помимо этого двухместный многоцелевой самолет Sopwith
1½-Strutter, имевший лучшее вооружение чем Type 2, уже находился в действующей
армии, и строить серийно еще один перспективный самолет смысла уже не было.