Самолет "Армстронг Уитворт" A.W.35 "Симитар" (Armstrong Whitworth A.W.35 Scimitar) был последним в длинной
плеяде истребителей-бипланов фирмы "Армстронг Уитворт", начало которой положил созданный еще в 1919 году самолет "Сискин" ("Siskin"). Самолеты были достаточно
успешными. Например, "Сискин" IV строился в большой серии
(398 самолетов состояли на вооружении 10 эскадрилий Королевских ВВС). Но в 1933 году A.W.16 проиграл конкурс на новый истребитель самолету "Бристоль Бульдог", и
стало понятно, что, судя по всему, резервы конструкции за 15 лет использованы полностью, и надо создать что-то принципиально новое.
Надо-то надо, но дорого и хлопотно. А значит, можно попробовать еще раз. И появился "Симитар"...
Опытный A.W.35 (сер. AW828, рег. G-ACCD) представлял собой слегка переделанный (увеличено хвостовое оперение) второй экземпляр A.W.16, оснащенный новым
640-сильным двигателем "Армстронг Сиддли Пантер" VII. Его первый полет состоялся 25 июня 1934 года. На испытаниях самолет показал неплохие результаты, и в
начале 1935 года был построен (а точнее, снова переделан из A.W.16) второй опытный образец (сер. AWA460, рег. G-ADBL). Самолетом пытались заинтересовать
Адмиралтейство для использования в качестве палубного, но после почти полугодовых "раздумий" последовал отказ. Тогда фирма прибегла к привычному способу решения
проблем - попыталась продать самолеты на экспорт. Несколько попыток не увенчались удачей, но в конце 1935 года удалось достичь соглашения с Норвегией, которая
согласилась купить первый опытный образец, а еще как минимум четыре построить по лицензии на заводе в Кьеллере. Правда, норвежцы потребовали внести в
конструкцию ряд изменений, главным из которых стала замена двигателя на "Пантер" XIA мощностью 730 л.с., но это, естественно, не стало проблемой для английских
инженеров.
Уже в начале 1936 года купленный "Симитар" доставили в Норвегию. Забегая вперед, скажем, что он так и не вошел в состав ВВС Норвегии и использовался только для
обучения. А вот переговоры о лицензионном производстве шли очень тяжело и, в конце концов, закончились неудачей, а еще четыре машины построили в Англии (сер.
405-408) и доставили в Норвегию к началу 1937 года.
В ВВС Норвегии базировавшиеся на авиабазе Кьеллер неподалеку от Осло "симитары" не пользовались популярностью: двигатель оказался капризным, управление -
сложным, шасси - слабым (впрочем, большую часть времени норвежские "симитары" летали со специально разработанным для них лыжным шасси) и т.д.
В 1937 года четырем "симитарам" (первый купленный самолет к тому времени был выведен из эксплуатации) довелось принять участие в авиационном празднике по случаю
открытия в Ставангере аэропорта Сола. Но на этот раз все получилось плохо. 31 мая один из "симитаров" разбился прямо на летном поле аэропорта, пилот погиб.
Расследование не выявило вины самолета в катастрофе, "но осадочек остался". В конце 1937 года все три оставшихся "симитара" передали летному училищу, где они
использовались, в основном, как наземные учебные пособия. Как минимум один самолет дожил до 1940 года. Захватившие Норвегию немцы обнаружили его в нелетном
состоянии в ангаре на аэродроме Кьеллер.
Второй опытный самолет остался в Англии. Еще пару лет он использовался фирмой "Армстронг Уитворт" для различных служебных целей. А вот дальнейшая его судьба
непонятна. Большинство источников говорит, что самолет был списан в 1945 году и в 1948 пошел на слом. Но есть ряд свидетельств очевидцев, которые утверждают,
что самолет простоял в ангаре еще 10 лет и пошел на слом только в октябре 1958 года.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
AW.35 |
Размах крыла, м |
10.06 |
Длина, м |
7.62 |
Высота, м |
3.66 |
Площадь крыла, м2 |
24.28 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1344 |
нормальная взлетная |
1864 |
Тип двигателя |
1 ПД
Armstrong Siddeley Panther X |
Мощность, л.с. |
1 х
735 |
Максимальная скорость , км/ч |
336 |
Крейсерская скорость , км/ч |
298 |
Продолжительность полета, ч |
2.5 |
Скороподъемность, м/мин |
572 |
Практический потолок, м |
9632 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два синхронных
7.7-мм пулемета Vickers Type E
4 легкие бомбы (до 9 кг) |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|