S.E.5 был лучшим английским
истребителем Первой Мировой войны. Его история началась в
июле 1915 года, когда во Франции в Буа-Коломе состоялись первые испытания
первого V-образного двигателя Марка Биркигта, основателя фирмы "Испано-Сюиза".
Двигатель предназначался для французского истребителя SPAD. На испытаниях
присутствовал английский представитель полковник Брук-Попхем. Англичанин высоко
оценил швейцарский двигатель и склонил Министерство авиации уже в августе 1915
года заказать партию двигателей "Испано-Сюиза" для английских самолетов.
Предприятие "Ройял Эйркрафт Фэктори" в Фарнборо, графство Гантс, приступило к
разработке самолета под швейцарский двигатель. Руководили работами Г.П. Фолленд,
Дж. Кенуорти и майор Ф.Н. Годден, который в то время занимал должность
летчика-испытателя фирмы. Работы над самолетом S.E.5 (Scout Experimental)
начались летом 1916 года, а уже 22 ноября облетали первый прототип (№ А4561). 24
декабря 1916 года Ф.У. Годден улетел на прототипе во Францию, где в Сен-Омере
состоялись полевые испытания самолета. Как оказалось, самолет немного уступает в
маневренности "Ньюпору", по скороподъемности примерно равен другим самолетам,
зато имеет более высокую горизонтальную скорость, а также обладает прочной
конструкцией, позволяющей разгонять самолет в пикировании.
Вооружение состояло из одного 7,7-мм синхронизированного пулемета "Виккерс" с
боезапасом 400 патронов, располагавшегося с левой стороны фюзеляжа, и одного
7,7-мм пулемета "Льюис" на лафете Фостера, установленного на верхнем крыле.
Первые серийные самолеты собрали в марте 1917 года, а к началу апреля новую
технику начала получать 56-я эскадрилья во Франции. Боевое крещение состоялось
22 апреля, а уже 26 апреля известный английский ас капитан Альберт Болл атаковал
шесть самолетов противника, сбив два. Благодаря летным качествам Болл сумел уйти
из-под огня противника и без повреждений вернулся на аэродром. Опыт эксплуатации
первых машин учитывался в конструкции последующих экземпляров.
После выпуска первой серии из 60 самолетов в июне 1917 года выпуск самолетов
S.E.5 прекратили, наладив взамен выпуск самолетов S.E.5a. Изменения коснулись
формы законцовок крыльев, с самолета убрали слишком большое лобовое стекло,
удлинили выхлопные трубы, добавили обтекатель за головой пилота, изменили форму
нижней части капота, четырехлопастный винт Т.28096 диаметром 2150 мм заменили
двухлопастным A.D.662 диаметром 2160 мм.
Горизонтальная маневренность S.E.5a оценивалась ниже, чем у "Ньюпора", однако
благодаря отличным скоростным данным и высокой прочности конструкции, самолет
широко применялся до окончания боевых действий на западном фронте и в частях ПВО
Великобритании. Летчикам также импонировала легкость пилотирования внешне
неказистого истребителя и удобная кабина с хорошим обзором.
Самолеты S.E.5a состояли на вооружении 15 эскадрилий во Франции, двух
эскадрилий в Палестине, одной эскадрильи в Месопотамии, трех эскадрилий в
Македонии и четырех эскадрилий ПВО в Англии. Кроме того, на машинах S.E.5a
летала одна австралийская и две американские эскадрильи во Франции. На самолетах
S.E.5a летали лучшие английские асы: капитан Дж.Э.Х. Макилрой из 24-й
эскадрильи, майор Р.С. Даллас из 40-й эскадрильи, лейтенант У.Дж. Клакстон и
капитан Ф.Р. Макколл из 41-й эскадрильи, капитан К.Л. Колдуэлл и капитан Э.
Маннок из 74-й эскадрильи, лейтенант А.У. Бьючемп-Проктор из 84-й эскадрильи,
майор У.А. Бишоп и лейтенант Д.К. Инглйс из 85-й эскадрильи. Все перечисленные
пилоты большинство своих побед одержали, летая на S.E.5a.
На последних стадиях войны
самолеты S.E.5a, вооруженные легкими бомбами, также широко
использовались для ближней поддержки войск.
Этот самолет был самым
массовым английским истребителем двух последних лет войны. Самолет S.E.5a
выпускался сразу восемью английскими фирмамиВсего до конца войны изготовили
5195 машин во всех вариантах.
Самолет S.E.5а использовался также
американскими экспедиционными войсками;
планировалось построить в США 1000
самолетов для Армии США. Планы были
сорваны после отмены контракта из-за
окончания Первой мировой войны. Только
один экземпляр был построен компанией Curtiss, правда, позднее компания
осуществила сборку еще 56 экземпляров из
комплектующих, поставленных из
Великобритании.
Кроме того фирмой Eberhart
Aeroplane были собраны еще 60 экземпляров самолета из запчастей
S.E.5a и двигателей Wright-Hispano E мощностью
180 л.с. Эти самолеты получили обозначение Eberhart
S.E.5e.
В апреле 1918 года был
изготовлен единственный экземпляр S.E.5b c
обтекаемым коком винта и новым нижним крылом с двумя лонжеронами.
Конструкция.
Самолет S.E.5a представлял собой одноместный биплан деревянной конструкции.
Каркас фюзеляжа прямоугольного сечения. Верхняя сторона фюзеляжа выпуклая,
внутри усилена растяжками из стальной проволоки. В передней части фюзеляж обшит
алюминиевым листом и фанерой, остальная обшивка матерчатая.
Крылья прямоугольные с двумя еловыми лонжеронами. Возвышение крыла 5о.
Верхнее крыло из трех частей, центроплан обшит фанерой, у консолей обшивка
матерчатая. С фюзеляжем верхнее крыло соединялось четырьмя одиночными
подпорками. Нижнее крыло из двух частей. Элероны на обоих крыльях. Хвостовое
оперение деревянное, обшивка матерчатая. Между крыльями четыре распорки из
стальных трубок. Шасси деревянное.
На самолет ставили 8-цилиндровые, V-образные, двигатели жидкостного
охлаждения разного типа. На S.E.5 применялся двигатель "Испано-Сюиза"
французского производства с редуктором, мощностью 110 кВт. На S.E.5a встречались
лицензионные двигатели "Испано-Сюиза" типов 8Bb, 8Bd, 8Ce, 8Cc, De, 8Ec, 8Ее
мощностью 147 кВт. Английская фирма "Уолсли" выпускала двигатели по образцу "Испано-Сюизы",
но без редуктора: тип W4a "Вайпер" и W4b "Эддер". Двигатели "Уолсли" и "Испано-Сюиза"
поздних выпусков были форсированы до 160 кВт. Радиатор лобовой, обычно из двух
прямоугольных сегментов, каждый из которых обслуживал один ряд двигателя.
Выхлопные трубы длинные, уходящие за кабину пилота.
Вооружение - один 7,7-мм пулемет "Виккерс", установленный слева перед кабиной
пилота и стреляющий через диск винта с помощью синхронизатора Константинеску.
Боекомплект 400 выстрелов. Кроме того, один 7,7-мм пулемет "Льюис" на станке
Фостера на верхнем крыле. Боекомплект 4 диска по 97 патронов. Концентрический
прицел или оптический типа "Олдис". Под крылья самолет мог брать четыре 11-кг
бомбы Купера. Самолет в порядке эксперимента оснащали батареей Иманна. Батарея
из трех "Льюисов" стреляла вверх под углом 45 гр и предназначалась для борьбы с
аэростатами.