Истребитель-перехватчик дирижаблей Supermarine Nighthawk был одним из
наиболее "запоминающихся" истребителей Первой Мировой войны, обладавшим в
отличие от подавляющего большинства машин того времени многими "удобствами".
Почему? На это есть ответ.
В 1915 году бомбежки немецкими дирижаблями английских городов серьезно угрожали
настроениям обычных граждан Великобритании. Защитные меры включали, в частности,
постройку большого двухмоторного четырехплана P.B.29E конструкции Ноэля
Пембертон-Биллинга (Noel Pemberton Billing) - владельца одноименной компании
Pemberton-Billing, Ltd. Машина должна была медленно патрулировать на больших
высотах и "выискивать" вражеские дирижабли. Постройка самолета была завершена
зимой 1915-16 годов и во время происходивших в ту же зиму испытаний разбился.
Однако Авиационная служба королевского флота (RNAS - Royal Naval Air Service), в
частности британское Адмиралтейство, проявило интерес к продолжению работ над
самолетами данного типа. Поэтому Пембертон-Биллинг приступил к созданию
следующего аэроплана P.B.31E, являвшегося более продвинутым развитием идей,
заложенных в его предшественнике P.B.29E. Одним из помощников Пембертон-Биллинга
был Реджинальд Митчелл, в будущем создатель гоночных гидросамолетов и
истребителя Spitfire.
Уже в начальной стадии проектирования P.B.31E планировалась установка на верхней
части фюзеляжа, непосредственно перед кабиной, мощной лампы; кабина должна была
быть закрытой и полностью застекленной. Еще одним новейшим элементом конструкции
стала установка над верхним крылом безоткатной пушки Дэвиса (Davis). Построенный
P.B.31E очень походил на первоначальное предложение. Самолет должен был иметь
пять членов экипажа, но его весовые данные позволяют предположить, что их число
не превышало трех. Пилот имел место в задней части застекленной кабины.
Когда самолет был построен, в его кабине был установлен небольшой диван для
отдыха членов экипажа во время длительных перелетов. Однако представляется, что
он никогда не был в кабине самолета, а для отдыха служили другие сиденья,
расположенные перед местом пилота. В отличие от P.B.29E второго управления
установлено не было. Тем не менее место для отдыха было необходимо, поскольку
P.B.31E имел максимальную рабочую продолжительность полета 18 часов,
достигавшуюся дросселированием работающих двигателей. Другое нововведение в
конструкции самолета заключалось в том, что экипаж в бою в случае повреждений
мог в любой момент отключить от топливной системы каждый из девяти топливных
баков. Кроме того, топливные и воздушный трубы, тяги и кабели управления,
управление двигателями были бронированными, что было довольно необычно. Для
защиты экипажа все деревянные детали кабины были покрыты брезентом, являвшимся
преградой осколкам при аварийной посадке.
Каркас был цельнодеревянным, передняя часть фюзеляжа была покрыта фанерой, а
задняя часть и трехстоечные консоли крыльев были покрыты полотном. Прожектор
устанавливался впереди и мог поворачиваться на 30° в каждую сторону по
горизонтали, на 50° вверх и на 75° вниз. В передней части фюзеляжа находилось
рабочее место стрелка, вооруженного 7,7-мм пулеметом Lewis на кольцевой
установке Скарффа. Электричество для прожектора вырабатывала динамо-машина
мощностью 2,25 кВт, питавшаяся от вспомогательной силовой установки (двухцилиндровый
двигатель А.В.С. мощностью 5 л.с.), что также было новым словом в авиации.
Помимо питания динамомашины двигатель A.B.C. также выполнял функции обогрева
кабины самолета. Основным вооружением была 1,5" (37-мм) безоткатная пушка,
визирование которой осуществлялось верхним стрелком с помощью кольцевой
установки Скарффа.
Самолет оснащался двумя 100-сильными десятицилиндровыми радиальными двигателями
воздушного охлаждения Anzani, которые были в состоянии придать самолету
максимальную скорость 121 км/ч. Испытания показали, что на высоте 1980 метров
максимальная скорость составляла 97 км/ч, а подъем на высоту 3050 метров занимал
60 минут! Второй показатель был более важным. Видимо Пембертон-Биллинг не
рассчитывал, что дирижабль может достаточно легко избегать таких самолетов на
безопасной высоте после сброса балласта или даже бомб.
После того, как Пимбертон Биллинг в 1916 году был выбран членом парламента, он
продал фирму своему производственному менеджеру и давнему компаньону Хуберту
Скотт-Пэйну. В декабре 1916 года тот переименовал компанию в Supermarine
Aviation Works, Ltd. Кроме того было очевидно, что P.B.31E в качестве боевого
самолета не удовлетворял требованиям военных. Прекращение разработки данного
типа самолета не было официально обосновано. Должны были быть сделаны два
прототипа, но вторая машина не была завершена. В феврале 1917 года первый
прототип испытывался на военно-морской базе в Истчёрч (Eastchurch). Там он
получил гордое имя Night Hawk (ночной ястреб). Это было совершенно неоправданно,
не только из-за низких летно-технические характеристик, но и потому, что
концепция медленно летавшего и терпеливо ожидавшего дирижабль "разрушителя" была
ошибочной. При приближении к своим жертвам эти самолеты могли бы получить шанс
... не P.B.31E не мог преследовать дирижабли! Первоначально предполагалось
массовое использование таких самолетов, которые, вероятно, также были
недостаточно эффективными. 23 июля 1917 года прототип P.B.31E разбился, однако
место катастрофы остается неизвестным. По некоторым данным это было в восточной
части Средиземного моря, куда он, как сообщается, был отправлен. Но более
вероятно, в Истчёрче, где он проходил испытания.
(c) alternathistory.org.ua
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Nighthawk |
Размах крыла, м |
18.50 |
Длина, м |
11.40 |
Высота, м |
5.50 |
Площадь крыла, м2 |
89.40 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1672 |
нормальная взлетная |
2795 |
Тип двигателя |
2 ПД
Anzani |
Мощность, л.с. |
2 х 100 |
Максимальная скорость , км/ч |
121 |
Крейсерская скорость , км/ч |
108 |
Продолжительность полета, ч.мин |
9 |
Скороподъемность, м/мин |
51 |
Практический потолок, м |
3248 |
Экипаж, чел |
5 |
Вооружение: |
два 7.7-мм пулемета Lewis
одна 37-мм пушка
Davis (боезапас - 20 снарядов) |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2014
|