Продолжая
развивать линия истребителя SPAD S.81 на фирме
SPAD (Societe pour L' Aviation et Ses Derivees) в
1923 году было начато проектирование истребителя SPAD S.51.
Это был одноместный биплан смешанной конструкции с
фюзеляжем типа монокок, оснащенным двигателем Gnome & Rhone 9Aa Jupiter
мощностью 380 л.с. с пропеллером Chauviere serie 2476. Вооружение,
согласно требованием программы Французского военного министерства,
состояло из четырех 7.7-мм пулеметов Vickers (MAC).
Первый
полет прототипа самолета (S.51 n.01) состоялся 16
июня 1924 года. В следующем месяце самолет был передан в испытательный
центр Villacoublay для участие в конкурсе совместно с истребителями
Dewoitine D.9, D.2, D. 15, Potez 23 и 26, Nieuport NiD.42, Hanriot
HD.31, Gourdou-Leseurre 32 и 33, Bernard 14 и Wibault 7. В результате
самолет занял четвертое место, не дававшее право на серийное произвоство.
В конце
1924 года на заводе SPAD выпускается второй
прототип S.51 n.02. На нем установлен более
мощный двигатель Gnome & Rhone 9Ab Jupiter
(420 л.с.) и новый обтекатель. Первый полет самолета
состоялся 18 марта 1925 года. В мае месяце самолет был передан на
испытания в Villacoublay. Параллельно с весны этого года проводились
переговоры с польским правительством на предмет закупки партии самолетов
S.51, закончившиеся 19 мая подписание контракта
поставку 50 экземпляров самолета. Польский
вариант самолета предусматривал установку лишь двух пулеметов. В ВВС
Польши самолеты получили серийные номера 2.01 - 2.50.
Первые
машины начали поступать на вооружение 121 Eskadra "Kosciuszkowska" в
1925 году. в следующем году самолеты поставлялись в 122 Eskadra. Эти два
подразделения в составе 1 Pulk Lotniczy использовались для ПВО Варшавы.
S.51 был на вооружении в польских частях до 1929
года.
Летом 1926
года на свет появился третий вариант самолета - S.51 n.03.,
отличавшийся от второго прототипа новым пропеллером с переменным шагом
Bleriot type A. Первый
полет самолета состоялся 7 сентября этого же года.
После
появления в 1928 году нового двигателя Gnome & Rhone 9Asb
Jupiter VII развивавшего мощность 480/500 л.с.,
Андрэ Эрбемон решился дать вторую жизнь первому
прототипу. Самолет S.51 n.01 прошел испытания в
Villacoublay, где показал очень хорошие летные характеристики.
По
результатам испытаний в 1928 году на заводе SPAD
была выпущена небольшая партия самолетов S.51 n.04
с двигателем Gnome & Rhone 9Ab Jupiter
(420 л.с.). Две военных экземпляра машины
были проданы в 1929 году, один - Турции, другой в СССР (с/н
4413). Восемь остальных достались гражданским заказчикам - семь осталось
во Франции, а один улетел в Испанию.