Еще одним
представителем истребителей, созданных как развитие модели SPAD
S.XX, стал одноместный
SPAD S.81 C1, совершивший свой первый
полет 13 марта 1923 года. Это был деревянный биплан смешанной
конструкции, оснащенный двигателем Hispano-Suiza 8Fb мощностью 300 л.с. Вооружение,
согласно программе принятой в 1922 году Французским авиационным
министерством,
состояло из двух передних синхронизированных 7.7-мм пулеметов
с 800 патронами на каждый ствол.
В 1923 году
был построен еще один прототип для статических испытаний. Первый
прототип прошел широкий комплекс испытаний, включавший более 220
летных часов под управлением более чем 40 различных пилотов, в том
числе и зарубежных. В ходе испытаний было совершено более 1000
посадок в различных условиях. По результатам испытаний было принято
решение о необходимости доработки машины, в частности - удлинении
фюзеляжа, замены центральной стойки на несколько боковых для улучшения
обзора пилота и увеличения площади вертикального оперения.
В таком
окончательном виде S.81 принял участие в конкурсе
совместно с Dewoitine D.l. Несмотря на уверенную победу последнего,
S.81 достался утешительный
приз - контракт на поставку в ВВС Франции партии серийных самолетов
(номера с S061 по S140). Первый серийный экземпляр самолета взлетел 5
сентября 1924 года. В начале следующего года первые машины стали
поступать на вооружение второго истребительного полка первой воздушной
дивизии, где они оставались на вооружении до начала 1930 года (несколько
S.81 использовались еще в течении нескольких лет
после этого срока в качестве учебных).
Параллельно с разработкой
истребителя, Андрэ Эрбемон
проектировал на его базе гоночный самолет. Для увеличения скорости
самолету укоротили крылья и облегчили его массу (8,20 м - размах, 6,40 м
- длина и 2,80 м высота, вес пустого 760 кг и взлетный - 1091 кг).
Первый полет самолета, получившего обозначение S.81bis, состоялся 3
августа 1923 года. Несмотря на все конструкторские ухищрения скорость
самолета оставляла желать лучшего (250 км/ч), что не позволяло
рассчитывать на успехи в гонках. В дальнейшем самолет использовали в
работах по созданию истребителя SPAS S.61.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
S.81 |
Размах крыла, м |
9.61 |
Длина, м |
6.40 |
Высота, м |
2.90 |
Площадь крыла, м2 |
30.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
845 |
нормальная взлетная |
1265 |
Тип двигателя |
1 ПД
Hispano-Suiza 8Fb
|
Мощность, л.с. |
1 х
300 |
Максимальная скорость , км/ч |
235 |
Крейсерская скорость , км/ч |
205 |
Практическая дальность, км |
600 |
Cкороподъемность, м/мин |
357 |
Практический потолок, м |
8100 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два передних синхронных 7.7-мм пулемета Vickers (MAC) c 1800
патронами (обычно - 1000 патронов) |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты окраски:
|
S.81 10 Esc. 2 RAC (SPA124) |
|
S.81 5 Esc. 2 RAC (SPA65) (c) traditions-air.fr |
|
Уголок неба. 2022
|