Уголок неба ¦ SPAD S.XII

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой истребители
   SPAD S.XII
       
Разработчик: SPAD
Страна: Франция
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Дальнейшее совершенствование самолета SPAD S.7 шло за счет наращивания мощности двигателя "Испано-Сюиза". В июне 1916 года состоялись испытания двигателя, развивающего 147 кВт. Конструктивно он походил на предшественника, но развивал 2000 об./мин и был оснащен редуктором. В результате вал винта сместился относительно вала двигателя. Появилась возможность стрелять через вал винта. Двигатель был обозначен как 8с. Затем степень сжатия подняли до 5,3, в результате мощность возросла до 162 кВт.

В октябре 1916 года французский ас Жорж Гинемер обратился к инженеру Бешеро с предложением усилить вооружение самолета. Предлагалось установить на самолет 37-мм пушку "Гочкисс". К тому времени французские самолеты несли всего один пулемет, тогда как немецкие истребители вооружались двумя пулеметами, а немецкий ас Освальд Бельке имел на своем самолете сразу три пулемета. Залп из трех пулеметов разносил самолет в щепки. В это же время другой ас Шарль Нюнжессер с подобным предложением обратился к другому авиаконструктору - Арману Дюфо. Дюфо, склонный к нетрадиционным техническим решениям, разработал необычную двигательную установку. Установка состояла из двух ротационных моторов, установленных вдоль фюзеляжа по бортам, и вращавшими через редуктор общий вал винта. Через этот вал стреляла пушка. Но такой агрегат оказался очень сложным конструктивно и остался на стадии прототипа.

В свою очередь инженер Бешеро предложил более простое решение. За основу он взял стандартный SPAD S.7. Размеры самолета немного увеличились. Двигатель стоял теперь ниже, в результате блоки цилиндров не выступали за габариты фюзеляжа, и фюзеляж стал более обтекаем. Верхнее крыло выдвинули немного вперед, законцовкам крыла придали овальную форму. Главным вооружением самолета стала пушка "Путо" калибра 37 мм, расположенная в развале блока цилиндров и стреляющая через вал винта. Пушка заряжалась вручную, на цель наводилась по трассам спаренного с ней пулемета "Виккерс"

Первый экземпляр пушечного истребителя, получившего название S.12 Са.1 (Саnon), No. S.382 в июне 1917 года получил для испытаний Жорж Гинемер. Уже в первом вылете Гинемер атаковал три немецких разведывательных самолета "ДФВ". Но немецкие наблюдатели открыли прицельный ответный огонь и самолет Гинемера получил повреждения. Гинемер совершил аварийную посадку и три недели находился в ремонте.

Первую победу на S.12 Гинемер одержал 27 июля 1917 года, сбив одним выстрелом из пушки и короткой очередью из пулемета двухместный "Альбатрос". На следующий день француз сбил "ДФВ", потратив на него два снаряда и несколько патронов. Но его самолет снова получил повреждения и пробыл в ремонте до середины августа. Гинемер составил достаточно восторженный отзыв о самолете. В результате поступил заказ на 300 самолетов S.12.

Но после того, как самолеты начали появляться в эскадрильях, начали поступать нелестные отзывы о самолете. Выяснилось, что самолет предъявляет к пилоту повышенные требования. На нем могли воевать только опытные пилоты, поскольку управлять самолетом и одновременно вести огонь из пушки оказалось непросто. Пушка была однозарядной, и после каждого выстрела ее приходилось перезаряжать вручную. Трудность наводки, низкая скорострельность, дым выстрела, заполняющий кабину, ограничивающий обзор и затрудняющий дыхание, а также сильная отдача короткоствольной пушки вызывали неудовольствие пилотов.

Но некоторые лучшие пилоты полностью использовали возможности самолета. Жорж Гинемер назвал свой S.12 "Авьон Мажик". На этом самолете он одержал четыре победы. Непревзойденный стрелок Рене Фонк, летая на двух самолетах (S.445 и S.452), одержал одиннадцать побед. По несколько побед на S.12 одержали и другие пилоты: Альберт Деллен, Фернан Шванн, Лионель де Мармье, Франсуа Баттести и Жорж Мадон. Мадон выкрасил свой S.12 в красный цвет.

Один S.12 должен был достаться американскому асу Дэвиду Э. Патнему из 139-й эскадрильи, но американец погиб, прежде чем успел получить новую технику. Оставшийся "бесхозным" самолет передали в 13-ю эскадрилью, где на нем летал командир эскадрильи майор Чарльз Дж. Биддл. Один экземпляр S.12 передали англичанам (9 марта 1918 года). Самолет получил английский номер В6877 и проходил испытания в Мартлсхем-Хит. Английские пилоты негативно оценили машину и, после аварии 4 апреля 1918 года, самолет был брошен. Конструктивно самолет почти не отличался от S.7.

S.12  - первый в мире серийный пушечный истребитель не оправдал возлагавшихся на него надежд. Однозарядное орудие с ручным перезаряжанием оказалось непригодным для воздушного боя. Увеличение огневой мощи не компенсировало неудобств с его обслуживанием. Все построенные машины разошлись по нескольким эскадрильям западного фронта, где некоторые пилоты - асы, проявившие желание воевать на этих истребителях, применяли их до лета 1918 года.




 ЛТХ:
Модификация   SPAD S.XII
Размах крыла, м   8.00
Длина, м   6.40
Высота, м   2.55
Площадь крыла, м2   20.20
Масса, кг  
  пустого самолета   587
  нормальная взлетная   883
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suiza 8Сb
Мощность, л.с.   1 х 220
Максимальная скорость , км/ч   203
Крейсерская скорость , км/ч   185
Продолжительность полета, ч.мин   1.45
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   6350
Экипаж, чел   1
Вооружение:   одна 37-мм пушка и один 7.7-мм пулемет Vickers


 Доп. информация :


  Чертеж "SPAD S.XII"
  Фотографии:

 S.XII
 S.XII
 S.XII
 S.XII
 S.XII
 S.XII
 S.XII
 S.XII
 S.XII
 S.XII
 S.XII
 S.XII
 S.XII
 S.XII
 S.XII

 Схемы:

 S.XII

 Варианты окраски:

 S.XII   Жоржа Мадона  (c) Don Greer, Squadron/Signal
 S.XII   13 Aero Sq. USA  (c) Warrd
 S.XII Чарльза Дж. Биддла  (c) Don Greer, Squadron/Signal

  



 

Список источников:

Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. SPAD S-XII
James J. Davilla, Arthur M. Soltan. French Aircraft of the First World War
Squadron/Signal 1093. John F. Connors. SPAD Fighter in action
Avions 23-24. Christophe Cony. Le SPAD XII Canon
Le Fana de l'Aviation 2012-08. Michel Benichou, David Mechin. La veridique legende des Spad
Windsock International 1988 Vol.4 No.3. The Cannon-armed Spad
Kagero. Famous Airplanes 7. Tomasz J. Kowalski. SPAS S.A1-S.VII.C1
L+K 1997-02. Jiri Hornat. SPAD XII (Spa.XIICa.1)


Уголок неба. 2022



 

  Реклама: