Уголок неба ¦ SPAD S.XIII

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой истребители
   SPAD S.XIII
       
Разработчик: SPAD
Страна: Франция
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Следующий истребитель инженера Бешеро получил название SPAD S.XIII (Spa 13 C-1). Самолет представлял собой дальнейшее развитие самолета S.7. Самолет имел большие габариты и некоторые конструктивные особенности. Вооружение состояло из двух пулеметов, листы обшивки капота имели несколько другой раскрой, изменилась конструкция подпорок центроплана верхнего крыла, ниже стало лобовое стекло, изменилась форма руля направления. Прототип оснастили двигателем "Испано-Сюиза 8Вс" мощностью 160 кВт. Облетал самолет 4 апреля 1917 года знаменитый ас лейтенант Рене Дорм. Самолет оказался удачным и в первом же полете развил скорость 217 км/ч на высоте 2000 м.

Последние серийные самолеты оснащались двигателями "Испано-Сюиза 8Вс" мощностью 162 кВт. Эти самолеты развивали скорость 224 км/ч. С появлением в частях новых истребителей, старые самолеты S.7 начали постепенно переделывать в ночные истребители. Самолет S.13 имел винт, вращающийся в левую сторону, поэтому машина вела себя иначе, особенно на взлете. Очень быстро удалось оснастить самолетами SPAD 81 французскую, 15 американских, две итальянские и одну бельгийскую эскадрильи.

В апреле 1917 года Великобритании предоставили образец S.13 (S.498). Испытания показали очень хорошие летные качества, высокую горизонтальную и вертикальную скорость. Поэтому англичане аннулировали часть заказа на S.7, заказав 60 машин S.13. Реализация заказа растянулась надолго, первый самолет прибыл лишь в ноябре 1917 года, а последний - уже в апреле 1918 года. Тем временем англичане отказались от истребителей SPAD, поэтому большинство машин досталось американцам. Единственной английской частью, оснащенной самолетами S.13, была 23-я эскадрилья, которая летала на этих самолетах до 4 мая 1918 года, перейдя затем на самолеты Сопвич "Долфин". С этого дня самолеты SPAD в английской авиации больше не применялись. Во Франции самолет S.13 выпускался сразу несколькими фирмами. Сама фирма "СПАД " выпустила 1141 самолет, "Блерио Аэронотикс" -2300, "Бернар" - 1750, "Келльнер" - 1280, "Ньюпор" - 700, "Борель" - 300, "Левассор" - 340, "С.К.А.П." - 300, "А.К.М. де Колом" - 361. Всего изготовили 8472 самолета, по другим данным 7300 машин. Заказ еще на 10000 машин был аннулирован после конца войны.

Самолет S.13 состоял на вооружении французской армии до 1923 года. Вторым после Франции крупнейшим заказчиком самолетов SPAD были Соединенные Штаты. Всего американские экспедиционные силы получили 189 самолетов S.7 и 893 самолетов S.13. Всего самолетами SPAD было оснащено 16 американских эскадрилий. Три эскадрильи (103, 138 и 638) летали на S.13 до конца войны. После войны в Соединенные Штаты отправили 58 S.7 и 435 S.13. Эти самолеты состояли на вооружении американской армии до 1922 года. Лучший американский ас Эдвард Рикенбакер большинство из своих 26 побед одержал на S.13. Самолеты SPAD состояли на вооружении трех итальянских эскадрилий 11-го дивизиона (77, 87 и 91). Лучший итальянский истребитель Франческо Баракка большинство из своих 34 побед одержал, летая на S.7 и S.13. Ha S.7 он и погиб 19 июня 1918 года.

Выпуск самолетов S.13 шел неравномерно. Двигатель 8В был склонен к перегреву и вибрациям. Перегрев удалось сравнительно быстро устранить, усовершенствовав систему смазки двигателя. А вот с вибрацией не удалось справиться до самого конца производства. Самолет неоднократно модифицировался. Прежде всего, дорабатывалась конструкция верхнего крыла, но все тщетно. Следует заметить, что самолет S.13 был хуже, чем S.7. Он имел худшие летные качества, а постоянные проблемы с двигателем привели к тому, что в начале 1918 года две трети S.13 стояли на земле в ожидании ремонта. Вообще, все пилоты сходились на том, что S.7 лучше, чем S.13. S.13 превосходил S.7 только вооружением и горизонтальной скоростью. Самолеты S.13 использовались и для фоторазведки. Фотокамера с 26-см объективом монтировалась вертикально в днище фюзеляжа за кабиной пилота. Доступ к фотоаппарату открывал люк на борту с фанерной крышкой. На одном самолете S.13 испытывался турбонаддув конструкции профессора Огюста Рато. Турбонаддув помещался в фюзеляже за кабиной пилота. Но из-за большой массы агрегата характеристики самолета даже ухудшились по сравнению со стандартным вариантом, поэтому дальнейшие работы над турбонаддувом свернули.

Самолет S.13 представлял собой одноместный цельнодеревянный биплан. Конструктивно S.13 походил на S.7. На S.13 ставили двигатели "Испано-Сюиза" 8Ва, 8Bb, 8Bd мощностью 147 кВт или 8Вс мощностью 162 кВт. Все двигатели имели редуктор. Двигатель вращал левосторонний деревянный двухлопастный винт типа "Шовьер", "Ратманофф" или "Левассор" диаметром 2440 или 2450 мм. Маслобак объемом 20 л находился под двигателем. Вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов "Виккерс". Пулеметы стояли параллельно на верхней стороне капота, между пулеметами помещался боекомплект к ним. Гильзы выбрасывались через отверстие в обшивке капота. Боекомплект составлял 400 выстрелов на ствол. Прицел оптический фирмы "Кретьен". Спуск осуществлялся нажатием кнопки на ручке управления, связанной с пулеметами через тросик Боудена. Англичане пытались усилить вооружение самолета, установив дополнительный пулемет "Льюис" на станке системы Фостера на верхнем крыле. Но обслуживание этого пулемета было слишком трудным, поэтому его получили лишь отдельные машины. Американцы на некоторые свои истребители SPAD устанавливали пулеметы системы "Марлин". Несколько машин несло ракеты "Ле-Прие", предназначенные для уничтожения аэростатов.






 ЛТХ:
Модификация   SPAD S.XIII
Размах крыла, м   8.25
Длина, м   6.25
Высота, м   2.60
Площадь крыла, м2   20.20
Масса, кг  
  пустого самолета   601
  нормальная взлетная   856
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suiza 8Bc (8 BEc)
Мощность, л.с.   1 х 220 (235)
Максимальная скорость , км/ч   222
Крейсерская скорость , км/ч   206
Практическая дальность, км   405
Продолжительность полета, ч.мин   2.0
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   6550
Экипаж, чел   1
Вооружение:   2 синхронизированных 7.7-мм пулемета Vickers


 Доп. информация :


  Чертеж "SPAD S.VII(XIII) (1)"
  Чертеж "SPAD S.VII(XIII) (2)"
  Чертеж "SPAD S.VII(XIII) (3)"
  Чертеж "SPAD S.XIII"
  Фотографии:

 S.XIII
 S.XIII
 S.XIII
 S.XIII
 S.XIII
 S.XIII USASC
 S.XIII USASC
 S.XIII USASC
 S.XIII
 S.XIII с турбокомпрессором Rateau
 S.XIII
 S.XIII
 S.XIII
 S.XIII ВВС Чехословакии
 Японский S.XIII
 Японский S.XIII
 S.XIII в Сиаме
 S.XIII
 S.XIII
 S.XIII с 200-сильным двигателем
 Послевоенный S.XIII
 Американский S.XIIIE с мотором Hispano-Suiza 8BA
 Установка пулеметов S.XIII
 Кабина S.XIII
 Приборная панель S.XIII

  Схемы:

 S.XIII
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 S.XIII    (c) Ray Rimell
 S.XIII    (c) Ray Rimell
 S.XIII USAS
 S.XIII  Spa 79

 



 

Список источников:

Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. SPAD S-XII
James J. Davilla, Arthur M. Soltan. French Aircraft of the First World War
Squadron/Signal 1093. John F. Connors. SPAD Fighter in action
Windsock 32. J.M. Bruce, SPAD 13.C1
Aircraft Publication 17. C.F. Andrews. The SPAD XIII C.1
Klassiker der Luftfahrt 2019-02. Philipp Prinzing. Erfolgreiche Dreizehn
Aeroplan 2001-02. R. Gurzeda, A. Ziober. Spad XIII C1
Le Fana de l'Aviation 2012-09. Michel Benichou, David Mechin. La veridique legende des Spad
Avions 217. Bernard Baeza. Les "Aigles Sauvages"
Kagero. Famous Airplanes 7. Tomasz J. Kowalski. SPAS S.A1-S.VII.C1
Aircam 9. J.M. Bruce. SPAD Scouts SVII-SXIII
1000aircraftphotos.com. No. 13601. SPAD S.XIII C1 US Army Air Service
L+K 1972-24. Vaclav Nemecek. SPAD XIII
L+K 2006-05. Jiri Hornat. SPAD XIIIC.1


Уголок неба. 2022 



 

  Реклама: