В 1910 году французский пионер авиации Арман Депердюссен основал компанию SPAD (Société Pour les Appareils Deperdussin), которая постепенно стала самым
известным и крупнейшим авиастроительным предприятием страны. В 1913 году
компанией был создан знаменитый специальный скоростной гоночный моноплан,
установивший мировой рекорд скорости 200 км/ч. Однако в этом же году у Армана
Депердюссена начались неприятности с хищением корпоративных финансов,
завершившиеся тюремным заключением. В августе 1913 года компания была объявлена
банкротом и была приобретена летчиком, конструктором и предпринимателем Луи
Блерио. Желая сохранить раскрученный бренд, Блерио оставил аббревиатуру SPAD.
Однако фамилия Депердюссен исчезла из названия компании, которая именовалась
теперь как Société anonyme Pour l‘Aviation et ses Dérivés.
В конце 1917 года во французской авиастроительной компании SPAD приступил к
конструкторской деятельности инженер Андре Эрбемон (André Herbémont), длительное
время помогавший главному конструктору Луи Бешеро.
Упомянутый выше рекордный самолет Deperdussin "Monocoque" имел не совсем обычную
для тех лет конструкцию фюзеляжа, который изготавливался в виде цельнодеревянной
оболочки. Цельнодеревянные монококовые фюзеляжи Андре Эрбемон начал внедрять в
конструкции своих машин в предпоследнем году войны.
С данным техническим решением довольно серьезно был не согласен Луи Бешеро,
бывший автором превосходных истребителей (и не только истребителей) компании: S.VII, S.XII и S.XIII. Параллельно с разработкой многоцелевого двухместного
биплана S.XX с прогрессивным монококовым фюзеляжем Эрбемон занимался несравненно
более легким поплавковым истребителем-бипланом S.XIV.
Стимул к созданию этой машины появился в конце лета 1917 года, когда
руководством французской морской авиации было высказано желание получить мощный
гидросамолет-истребитель для защиты летающих лодок, действовавших в открытом
море в составе противолодочных патрулей.
При разработке S.XIV Андре Эрбемон в целях упрощения за основу планера был
принят истребитель наземного базирования S.XII, включая вооружение и силовую
установку. Фюзеляж прототипа S.XIV был изготовлен на заводе компании Пьера
Левассера (одна из многих авиастроительных компаний, выпускавших по лицензии
истребители SPAD) и от стандартного истребителя S.XII отличался только
несколькими изменениями. Для компенсации увеличения площади боковой поверхности,
вызванной установкой двух громоздких поплавков, Андре Хербемонт увеличил
вертикальное оперение. Были увеличены киль и руль направления, но сами форма и
очертания сохранились. Для сохранения прежней удельной нагрузки на крыло больший
вес самолета был компенсировал увеличением размаха и площади крыльев.
В передней части фюзеляжа был установлен восьмицилиндровый двухрядный
редукторный двигатель водяного охлаждения Hispano-Suiza 8Cb, развивавший на
взлете мощность 220 л.с. (162 кВт) и вращавший деревянный двухлопастный винт
производства компании Levasseur. Редуктор двигателя (цилиндрические прямозубые
колеса) был использован неслучайно, поскольку в развале блоков цилиндров была
установлена полуавтоматическая 37-мм пушка S.A.M.C. с боезапасом 12 снарядов.
Казенная часть пушки и боекомплект размещались в кабине пилота. Неподвижное
стреляющее вперед вооружение дополнялось одним синхронизированным пулеметом Vickers калибра 7,7-мм, расположенным в верхней части фюзеляжа справа от
продольной оси таком образом, что рукоятка его находилась в пределах
досягаемости пилота.
Планер S.XIV остался полностью деревянным. Основу силового набора составляли
стрингеры и шпангоуты. Силовой набор дополнялся образовывавшими внешний контур
рейками и тросами. Обшивка фюзеляжа была полотняной в задней части фюзеляжа,
тогда как в передней части представляла собой накладки из фанеры.
Двухстоечные крылья, связанные между собой межкрыльевыми стойками и системой из
четырех ферм проволочных расчалок, имели полотняную обшивку. Элероны были
установлены только на верхнем крыле. Верхнее крыло соединялось с фюзеляжем при
помощи коротких кабанных стоек.
Колесное шасси было заменено на несущий поплавки довольно сложный набор стоек и
тросов. Поплавковое шасси было разработано Морисом Пейоном (Maurice Payonne) и
изготавливалось компанией Пьера Левассера в основном из фанеры красного дерева.
Для первого прототипа S.XIV поплавки были поставлены компанией Tellier.
Первый взлет прототипа S.XIV с морской поверхности состоялся в ноябре 1917 года
на базе центра морской авиации (CAM – Centre ďAviation Maritime) в Сен-Рафаэле
(Saint Raphaël). Пилотировал самолет летчик-испытатель Беке (Bequete).
Ускоренные испытания прошли благоприятно и без особых проблем, поэтому ничего не
мешало заказать в марте 1918 года 14 экзепляров.
Самолеты изготавливались компанией SPAD, поплавки для них поставлялись компанией
Levasseur. В июле 1918 года первые серийные S.XIV были поставлены истребительной
эскадрилье центра морской авиации в Дюнкерке. Там машины оставались до перемирия
под командованием лейтенанта Ла Бурта (La Burth) без какого-либо интенсивного
развертывания.
В сентябре 1918 года морская авиация заказала еще 25 гидросамолетов-истребителей
S.XIV, но последний самолет был поставлен только после войны в начале 1919 года.
Во время войны во французской морской авиации в эксплуатации находилось около
двадцати самолетов данного типа. Остальные машины хранились в Сен-Рафаэле. После
восстановления самолеты состояли на вооружении до двадцатых годов.
В 1920 году французы с одного гидросамолета S.XIV сняли вооружения и
использовали в качестве резервного на проходивших в Монако [1] гонках на кубок
Шнейдера. Интересно отметить, что компанией SPAD была изготовлена версия с
колесным шасси S.24 (после войны вместо римских цифр компания стала использовать
арабские).
(c) alternathistory.org.ua