W.33 -
истребитель-гидросамолет, разработанный немецкой фирмой Hansa-Brandenburg.
Самолет является увеличенной копией истребителя-разведчика Hansa-Brandenburg
W.29 с модифицированным
двигателем Maybach Mb.IV 245 л.с.
В течении лета-осени 1918 года было произведено 26
W.33, но лишь несколько машин успели принять
участие в военных действиях. После Версальского мирного договора
производство самолета продолжилось в Норвегии и
Финляндии (выпускался фирмой IVL
под обозначением Hansa A.22). В Финляндии с 1922 по 1925 год было произведено около 120 экземпляров самолета. W.33 скандинавских стран самолет использовался в основном для морской разведки. Норвежский
W.33 участвовал в полярной
экспедиции Амундсена. 15-16 декабря 1926 года дивизион морской авиации Латвии получил из Финляндии 2 построенные там по лицензии и заказанные Латвией машины (оборудованные двигателями Fiat
A-12 мощностью 300 л.с.), с фирменными номерами 99 и 100, зачисленными в дивизион под номерами 12 и 13.Оба самолета 4 марта 1927 года во время перелета Лиепая-Вентспилс возле поселка Сарнаты попали
в сильный туман. При вынужденной посадке на море машины затонули. Летчики Н.Якубовс, Э.Страуя, А.Велдумс и Витолиньш несколько дней провели в рыбацкой деревне, пока не были эвакуированы
миноносцем Virsaitis - флагманом ВМС Латвии. После подъема и ремонта (копирование деталей происходило под руководством К.Ирбитиса) самолеты служили до 1933 года.
Япония в рамках военных репараций получила от Германии право на лицензионное производство W-33. Экземпляр самолета привезли в Японию в 1922 году. После летных испытаний,
проводившихся в Йокосуке, состоялось решение о немедленном серийном производстве на заводах фирм "Аичи" и "Накадзима". В официальных
бумагах новый самолет проходил как "гидросамолет-разведчик Тип Ганза". Заказчиком выступил Императорский военно-морской флот. Ответственной за производство назначалась фирма "Накадзима". Новыми самолетами предполагалось заменить устаревшие разведчики
"Йокошо" RO-GO (вариант английского гидросамолета Short-148). Вместо немецкого Mb IV на самолет
установили выпускавшийся фирмой "Мицубиси" двигатель "Тип Нi" (лицензионный мотор фирмы "Испано-Сюиза") мощностью 210 л.с.
В начале 1926 года гидросамолет W-33 вошел в состав вооружения новейшего японского линкора "Ногато". Японский W-33 имел неплохие летные и эксплуатационные характеристики, но,
вместе с тем, в процессе его эксплуатации выявились и существенные недостатки, на которые немцы в свое время внимание не обращали. Главным стала недостаточная мореходность, а
точнее - плохая поперечная устойчивость на воде, не позволявшая использовать самолет в открытом море даже при незначительной волне. В 1928 году японские W-33 стали заменяться
разведчиками E1Y и E2N. Списанные машины с успехом продолжали летать в гражданской гидроавиации, перевозя от трех до пяти пассажиров. Всего фирмы "Аичи" и "Накадзима" выпустили
соответственно 150 и 160 экземпляров W-33. Последний из них был пущен на слом в середине 30-х годов.
Однако на этом японская биография "бранденбургов" не закончилась. В 1924 году Императорский военно-морской флот объявил конкурс на небольшой гидросамолет - ближний разведчик,
предназначавшийся для базирования на военных кораблях. В конкурсе приняли участие две фирмы - все те же "Аичи" и "Накадзима". Фирма "Аичи" в период с 1925 по 1926 год построила
четыре опытных самолета, которые получили обозначение "гидросамолет-разведчик Тип 15-Ко" (сокращенно MI-GO). Внешне они мало чем отличались от W-33. Только у поплавков появилась
хорошо заметная килеватость для улучшения мореходных качеств и устойчивости на взлете и посадке. В отличие от серийных "Тип Ганза" на MI-GO установили более мощный 300-сильный
двигатель. Кроме того, изменили конструкцию силового набора крыла. В ходе испытаний проявился ряд недостатков, которые стали причиной отказа от серийного производства этого
самолета.
Другим гидросамолетом, спроектированным в Японии на базе W-33 фирмой "Йокошо", стал двухместный разведчик Tatsu-GO. Как и MI-GO, он сильно походил на "Тип Ганза". К разработке
Tatsu-GO приступили в начале 1925 года. Предполагалось, что вместе с самолетами фирм "Аичи" и "Накадзима" он поступит на сравнительные испытания. Для исключения всех "болезней",
присущих "бранденбургам", было решено сделать самолет цельнометаллическим, использовав опыт немецкой фирмы Dormer. Таким образом, Tatsu-GO стал первым японским цельнометаллическим
гидросамолетом. Это была машина с высокой степенью устойчивости как на воде, так и в воздухе. Однако все достоинства ее перечеркивала вялая реакция на отклонение рулей. В
результате построили лишь один опытный экземпляр.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
W.33 |
Размах крыла, м |
15.85 |
Длина, м |
11.10 |
Высота, м |
3.37 |
Площадь крыла, м2 |
44.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1420 |
нормальная взлетная |
2050 |
Тип двигателя |
1 ПД
Maybach Mb.IV |
Мощность, л.с. |
1 х
245 |
Максимальная скорость , км/ч |
173 |
Крейсерская скорость , км/ч |
158 |
Продолжительность полета, ч.мин |
4.00 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
4800 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
два 7.92-мм передних пулемета LMG.08/15
Spandau и
один 7.92-мм пулемет LMG 14 Parabellum на шкворне в задней части кабины. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|