Доводка А6М2 поглощала массу усилий конструкторов "Мицубиси", что привело к
задержке работ над новыми истребителями - самолетом берегового базирования J2M "Райден"
(техзадание 14-Си на его разработку было выдано ешё в 1939 г.) и преемником
"Зеро" - палубным истребителем А7М "Penny", заказанным в июле 1942 г. Прототип "Райдена"
поднялся в воздух лишь в марте 1942 г., а "Реппу" - в мае 1944-го. Тем временем,
противники Японии непрерывно совершенствовали свою истребительную авиацию, вводя
в бой качественно новые самолеты. Появившиеся на палубах американских авианосцев
"Хэллкэты" - истребители "Грумман" F6F-3 - не только сравнялись с "Зеро" в бою
на виражах, смертельно опасном для других американских истребителей, но и не
уступали "Корсарам" F4U в скорости, а к тому же, отличались стойкой к боевым
повреждениям конструкцией, бронезащитой пилота и протестированными топливными
баками.
Для авиации Императорского флота единственным выходом из сложившейся ситуации
была очередная модернизация А6М, имевшая целью "догнать" по основным боевым
качествам новые вражеские истребители. Работы велись под руководством Мидзиро
Такахаси, в конце 1941 г. сменившего Хорикоси на посту главного конструктора
"Зеро". В первую очередь, была поставлена задача увеличить допустимую скорость
пикирования. Для этого пришлось, прежде всего, усилить обшивку. Крыло снова
сделали нескладывающимся, применив новые законцовки закругленной формы. Его
площадь составляла всего 21,3 м2, а вес самолета уменьшился на 78 кг. За счет
этих изменений скорость пикирования была доведена до 660 км/ч.
Поскольку более мощные двигатели были недоступными, конструкторам пришлось
выжимать все, что только можно, из "Сакае 21". В частности, тяжелый выхлопной
коллектор, общий для всех цилиндров, был заменен семью реактивными выхлопными
патрубками (по одному на каждую пару цилиндров). Благодаря этому к тяге винта
удалось добавить ещё несколько килограммов тяги выхлопа. В итоге, горизонтальная
скорость самолета возросла до 565 км/ч на высоте 6000 м. Увеличилась и
скороподъемность самолета. В районе патрубков обшивку фюзеляжа пришлось усилить
стальным листом, поскольку горячие выхлопные газы легко прожигали тонкий дюраль.
Такой вариант получил обозначение А6М5 модель 52. Прототип, переоборудованный из
самолета модели 32 (серийный номер 904), вышел на испытания в августе 1943 г.
Фирма "Мицубиси" изготовила 747 самолетов этой модели, включая и некоторое
количество машин переходного варианта - с новым крылом, как у модели 52, но со
старой системой выхлопа, как у моделей 22/32. Выпускалась модель 52 в 1943-44
гг. и фирмой "Накадзима".
Осенью 1943 г. А6М5 начали поступать в строевые части. Первые же схватки с "Хэллкэтами"
показали, что внедренные усовершенствования не позволяют на равных конкурировать
с американцами. Японский самолет совершенно не нес брони, а запас прочности
конструкции оставался низким. Обычно после короткой очереди из шести
крупнокалиберных "Браунингов" "Хэллкэта" А6М5 попросту разваливался в воздухе. И
наоборот, прочный и хорошо бронированный американский самолет выдерживал без
особых последствий большое число попаданий. Поэтому следующий этап модернизации
"Зеро" предусматривал дальнейшее усиление вооружения путем перевода пушек на
ленточное питание - это позволило добавить в боекомплект ещё по 25 снарядов на
ствол. Также была в очередной раз усилена конструкция крыла, благодаря чему
допустимую скорость пикирования довели до 740 км/ч. Это все же было на 30-45
км/ч меньше, чем аналогичный показатель для "Корсара", но дальнейшее усиление
конструкции "Зеро" вело к существенному возрастанию массы и, как следствие, к
резкому ухудшению скороподъемности и маневренности. Серийное производство такого
варианта под обозначением А6М5а модель 52а (или же 52ко) началось в марте 1944
г. Фирма "Мицубиси" изготовила 391 машину, объем выпуска "Накадзимы" неизвестен.
Изменения, внесенные в модель 52а, не решили ещё одну важную проблему - низкую
боевую живучесть. До сих пор "Зеро" не имел ни бронезащиты пилота, ни
протестированных топливных баков. В начале 1944 г. появился очередной вариант -
А6М5Ь модель 52Ь (или же 52оцу), на котором попытались усилить защищенность. В
частности, пилотскую кабину оборудовали лобовым бронестеклом - своеобразным
"сэндвичем" толщиной 50 мм, состоящим из двух слоев оргстекла, помещенных между
листов обычного стекла. Установили и противопожарную систему - баллон с С02,
установленный в фюзеляже возле противопожарной перегородки. В случае возгорания
углекислый газ мгновенно заполнял фюзеляжный топливный бак и моторный отсек.
Воспользовавшись случаем, в конструкцию внесли ещё некоторые изменения, самым
существенным из которых стала замена правого синхронного 7,7-мм пулемета на
пулемет тип 3 калибра 13,2 мм, ставшая первым усилением вооружения самолета с
момента его создания. Пулемет тип 3 представлял собой причудливый конгломерат
западных технологий - копия американского крупнокалиберного "Браунинга" М2,
приспособленная для стрельбы патронами от французского 13,2-мм пулемета "Гочкисс",
производившегося в Японии по лицензии. Кроме того, модифицировали топливную
систему, подведя магистрали к подкрыльевым узлам подвески - теперь под крыло
можно было подвесить пару 150-л дополнительных топливных баков. Серийное
производство модели 52Ь началось на заводе фирмы "Мицубиси" в апреле 1944 г., а
всего было выпущено 740 таких самолетов.
Новая модификация оказалась очередной полумерой. Японские самолеты все заметнее
уступали американским, а замены "Зеро" не было: J2M "Райден" преследовали
постоянные технические проблемы, а для А7М "Penny" никак не могли довести
двигатель. Конструкторам приходилось выжимать из конструкции "Зеро" невозможное,
хотя становилось все более очевидно, что самолет, созданный в 1938 г., никак не
может сравниться по своим характеристикам с самолетами образца 1944 г. Тем не
менее, в следующей модификации - А6М5с модель 52с (или же 52хей) - кардинально
усилили вооружение, смонтировав в консолях крыла в дополнение к пушкам ещё два
13,2-мм пулемета тип 3 с боекомплектом по 240 патронов. Таким образом,
вооружение самолета состояло из двух 20-мм пушек и трех 13,2-мм пулеметов
(синхронный пулемет калибра 7,7 мм сняли ввиду его полной бесполезности против
хорошо защищенных американских самолетов). Кроме того, под крыльями установили
направляющие для восьми 10-килограммовых неуправляемых ракет класса
"воздух-воздух". Существенно улучшили защиту пилота, установив 8-мм бронеспинку
и бронестекло толщиной 55 мм в задней части фонаря - "Зеро" все чаще и чаще имел
противника на хвосте, вместо того, чтобы самому садиться ему на хвост...
В предыдущих модификациях из-за резкого увеличения нагрузки на крыло значительно
уменьшился радиус действия самолета. Заказчик требовал увеличить дальность,
поэтому за креслом летчика установили дополнительный протестированный бензобак
емкостью 140 л, благодаря чему дальность полета удалось увеличить до 2114 км.
Все эти изменения увеличили вес самолета на 300 кг. Новый главный конструктор
"Зеро" Эйтаро Сано поднял вопрос об оснащении самолета более мощным двигателем.
Он предлагал установить на А6М5с мотор "Мицубиси" "Кинсей 62" мощностью 1350
л.с., рассчитывая, что с его помощью "Зеро" сможет вернуть себе господство в
воздухе. Но Каигун Коку Хомбу не дал согласия на такую замену, поскольку все
выпускавшиеся моторы "Кинсей" были зарезервированы для пикирующих
бомбардировщиков "Йокосука" D4Y3. Более того, были запрещены любые проектные
работы по установке на "Зеро" другого двигателя, кроме "Сакае". В итоге, когда в
сентябре 1944 г. первый самолет модели 52с вышел на испытания, оказалось, что
его летные качества весьма посредственны. Чтобы спасти положение, в октябре на
самолет установили мотор "Сакае 31а" с системой впрыска водно-метаноловой
смеси. Но эта модификация двигателя была ещё довольно "сырой", и в серии не
ставилась. Объем производства модели 52с оказался гораздо меньше, чем
предшественников - фирма "Мицубиси" изготовила всего 93 таких истребителя с теми
же старыми двигателями "Сакае 21".
Попытки "довести до ума" систему впрыска водно-метаноловой смеси предпринимались
на следующей модификации "Зеро" - АбМбс модель 53с. Но в эксплуатации эта
система форсирования оказалась крайне ненадежной, и все дело ограничилось
единственным прототипом, построенным "Мицубиси", да несколькими машинами
установочной партии, выпущенными фирмой "Накадзима" на рубеже 1944/45 гг.
Появление следующей модификации "Зеро" обусловили большие потери Императорского
флота в авианосцах. Взамен потопленных крупных кораблей в экстренном порядке
начали переоборудование нескольких бывших торговых судов. Однако их полетные
палубы были слишком коротки для пикирующих бомбардировщиков "Йокосука" D4Y, а их
предшественники "Аичи" D3A уже безнадежно устарели. Поэтому Каигун Коку Хомбу
поручил "Мицубиси" разработать на основе "Зеро" палубный бомбардировщик. Взяв за
основу вариант А6М5, конструкторы переделали подфюзеляжный узел подвески для
того, чтобы вместо 300-л дополнительного топливного бака на нем можно было
подвесить 250-кг авиабомбу. Возможность подвески двух 150-л баков под крылом при
этом сохранялась. Несколько переделали хвостовое оперение самолета, усилили
обшивку в хвостовой части фюзеляжа, да ещё заменили рефлекторный прицел тип 89
новым - тип 4. Вот все - так из истребителя получился "морской тип 0
истребитель-бомбардировщик модель 63", или же попросту - А6М7.
Собственно, строились два варианта - модель 63, оборудованная форсированным
двигателем "Сакае 31а" либо "Сакае 31b" с впрыском водно-метаноловой смеси, и
модель 62 со стандартным "Сакае 21" (некоторые источники утверждают, что
обозначение "модель 62" не применялось, а все А6М7 обозначались как "модель
63").
Серийное производство А6М7 развернулось весной 1945 г. на заводах "Мицубиси" и "Накадзима".
В строевые части первые машины этой модификации попали в мае. Количество
построенных А6М7 не установлено, зато известно, что в авиачастях по его образцу
переделывались в истребители-бомбардировщики "Зеро" других вариантов, в том
числе и немногие уцелевшие А6М2. Среди других полевых переделок следует отметить
курьерскую модификацию, на которой в задней части несколько удлиненной кабины
выкроили местечко для одного пассажира, также немного удлинили фонарь кабины -
но не настолько, как на учебных вариантах "Зеро".
Ещё одна полевая переделка получила даже официальное обозначение - A6M5d-S. Она
представляла собой реализацию популярной в Японии (да и в Германии, где была
известна под обозначением "шраге музик", т.е. "джаз") концепции
истребителя-перехватчика для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками, вооруженного
пушками, стреляющими вперед-вверх. При этом пилоту такого самолета требовалось
заходить к вражескому самолету снизу. В варианте A6M5d-S истребитель получил
третью пушку тип 99 модель 2, установленную за кабиной пилота.
Последней модификацией "Зеро" стал вариант А6М8, который, наконец-то получил
мотор "Кинсей 62". Причиной тому была перестройка производства фирмы "Накадзима",
которая в конце 1944 г. начала сворачивать выпуск моторов семейства "Сакае", а
вместо них внедряла в производство новый мотор "Хомаре 21". Военные вынуждены
были согласиться с установкой на "Зеро" альтернативного мотора. В ноябре 1944 г.
начались работы по установке на самолет мотора "Кинсей 62" мощностью 1500 л.с.
Руководил ими уже упоминавшийся Элитаро Сано, а кроме него в конструкторскую
группу входили Кадзуаки Идзуми и Сиро Кусиба. За основу взяли планер самолета
модификации А6М5с, а вариант под мотор "Кинсей" получил обозначение А6М8с модель
54с. Из-за большого объема переделок и непрекращаюшихся американских
бомбардировок работы велись медленно, и испытания А6М8с начались только в апреле
1945 г. Вооружение сократили до двух 20-мм пушек и двух 13,2-мм пулеметов из-за
отказа от синхронного пулемета - больший диаметр нового двигателя не оставлял в
фюзеляже места для него. А вот узлы подвески усилили: самолет мог нести 500-кг
бомбу под фюзеляжем и два 350-л подвесных топливных бака под крылом. Модель 54с
развивала максимальную скорость 573 км/ч на высоте 6000 м (естественно, без
наружных подвесок), и была самой скоростной модификацией "Зеро". Неплохой была и
скороподъемность - высоту 6000 м самолет набирал за 6 мин. 50 с.
Летчики-испытатели в один голос утверждали, что модель 54с - лучшая модификация
"Зеро", но, тем не менее, она существенно уступала американским самолетам:
например, максимальная скорость "Корсара" F4U-1D была почти на 90 км/ч больше.
Испытания показали и некоторые недостатки, наиболее существенными из которых
были падение давления масла и перегревание двигателя. Устранили их довольно
легко, внеся изменения в проводку масляной системы и в жалюзи охлаждения мотора.
25 мая 1945 г. первый прототип А6М8с был принят заказчиком, а спустя месяц за
ним последовал и второй прототип. Каигун Коку Хомбу разместил заказ сразу на
6300 самолетов в несколько измененном варианте, получившем обозначение А6М8
модель 64. Производство должны были развернуть сразу на четырех заводах - в Мие
и Оми концерна "Мицубиси", а также в Сидзума и Вакагури фирмы "Накадзима". Но к
тому моменту промышленность Японии уже лежала в руинах. До момента завершения
боевых действий ни один серийный А6М8 так и не был построен...
Общий объем производства "Зеро" всех модификаций составил 10 964 самолета. Из
них львиная доля пришлась на фирму "Накадзима" - она выпустила 6570 самолетов
этого типа. Фирма-разработчик "Мицубиси" существенно ей уступала, построив 3879
"Зеро". Немалая вина в том принадлежит землетрясению, которое 7 декабря 1944 г.
разрушило г. Нагоя, повредив и находящийся там завод "Мицубиси". 21-й морской
авиационный арсенал и фирма "Хитачи" изготовили соответственно 236 и 279
самолетов - оба эти предприятия производили лишь двухместные
учебно-тренировочные варианты.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
А6М-5 |
А6М-8 |
Размах крыла, м |
11.00 |
11.00 |
Длина, м |
9.12 |
9.24 |
Высота, м |
3.57 |
3.57 |
Площадь крыла, м2 |
21.30 |
21.30 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
1894 |
2150 |
нормальная взлетная |
2743 |
3150 |
максимальная взлетная |
3083 |
3800 |
Тип двигателя |
1 ПД NK1F
Sakai 21 |
1 ПД
Kinsei 62 |
Мощность, л.с. |
1 х 1100 |
1 х 1340 |
Максимальная скорость , км/ч |
565 |
573 |
Крейсерская скорость , км/ч |
330 |
370 |
Практическая дальность, км |
1920 |
1800 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
858 |
|
Практический потолок, м |
11740 |
13500 |
Экипаж, чел |
1 |
1 |
|
А6М5:
два 7,7-мм пулемета "тип 97" синхронные на фюзеляже и
две 20-мм крыльевые пушки "тип 99" ;
А6М5b:
один 7,7-мм пулемет "тип 97" и один 13-мм пулемет "тип 3" синхронные на фюзеляже и две 20-мм крыльевые пушки "тип 99"
; или два 13,2-мм пулемета "тип 3" синхронные на фюзеляже и две 20-мм крыльевые пушки "тип 99" ;
бомбовая нагрузка - 60 кг, камикадзе - 250 кг.
A6M8:
два 13,2-мм пулемета "тип 3" синхронные на фюзеляже и две
20-мм крыльевые пушки "тип 99" |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|