Для подготовки пилотов-истребителей японская морская авиация использовала
двухместный учебный вариант А5М - самолет А5М4-К. Но с принятием на вооружение
"Зеро" стало очевидным, что эта устаревшая машина не способна обеспечить
качественную подготовку пилотов для нового истребителя. Поэтому в 1942 г. Кайгун
Коку Хомбу выдал задание 17-Си, предусматривающее создание двухместного учебного
варианта на базе "Зеро". Работу поручили 21-му морскому авиационному арсеналу в
Омура, уже имевшего опыт в этой области - именно его специалисты создали самолет
А5М4-К.
В качестве базы для учебно-боевого варианта "Зеро" взяли модификацию
А6М2, в конструкцию которой внесли соответствующие изменения. В фюзеляже
разместили вторую кабину для инструктора, оборудованную полным комплектом
органов управления и контрольных приборов. Фонарь кабины удлинили, используя
типовые секции остекления одноместного варианта. Кабину курсанта сделали
открытой, а также снабдили дверкой в левом борту для удобства посадки. В верхней
части фюзеляжа за фонарем разместили два небольших аэродинамических гребня,
предотвращающих сваливание самолета в штопор. Для уменьшения веса самолета сняли
пушки, оставив лишь 7,7-мм пулеметы, а также створки ниш шасси. Мотоустановка
осталась без изменений по сравнению с А6М2.
Прототип двухместного варианта был готов в ноябре 1942 г. После успешных
испытаний его приняли на вооружение как тип О учебный истребитель ("Рей-Сики
Рензен), или же А6М2-К модель 11. Серийное производство на 21-м арсенале
продолжалось с января 1943-го по октябрь 1944 г., всего было выпущено 236
самолетов. В начале 1944 г. заказ на производство 665 экземпляров
усовершенствованного варианта А6М2-К модель 21 получила фирма "Хитачи".
Производство началось в мае 1944 г., и хотя продолжалось почти до конца войны -
до июля 1945 г., "Хитачи" смогла изготовить лишь менее половины заказанных - 272 спарки. Наконец, в сентябре 1944 г. появился ещё один вариант двухместного
учебно-боевого истребителя - А6М5-К, созданный на базе самолета А6М5. Проект
разработали на 21-м арсенале, а серийное производство поручили фирме "Хитачи".
Однако последняя смогла в начале 1945 г. выпустить лишь небольшую партию из семи
А6М5-К, поскольку приоритетом в то время пользовался выпуск боевых самолетов.
В частях некоторые А6М2-К переоборудовались в самолеты-буксировщики мишеней. При
этом снимался хвостовой обтекатель фюзеляжа, на месте которого установили гак
для буксировки мишеней-конусов. Сами же мишени в свернутом состоянии находились
в двух контейнерах под крылом. При посадке мишени отстреливались. В конце же
войны большинство двухместных "Зеро" передали в подразделения камикадзе.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
А6М2-К |
Размах крыла, м |
12.00 |
Длина, м |
9.05 |
Высота, м |
3.53 |
Площадь крыла, м2 |
22.44 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1819 |
нормальная взлетная |
2334 |
максимальная взлетная |
2627 |
Тип двигателя |
1 ПД Nakajima NK1F
Sakae-12 |
Мощность, л.с. |
1 х 950 |
Максимальная скорость , км/ч |
476 |
Крейсерская скорость , км/ч |
315 |
Практическая дальность, км |
1360 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
760 |
Практический потолок, м |
10180 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
два синхронных 7,7-мм пулемета тип 97 ; две 60-кг бомбы или 1 х 250-кг в варианте самолета-камикадзе. |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2016
|