Уголок неба ¦ Nakajima A6M2-N

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   A6M2-N
       
Разработчик: Nakajima
Страна: Япония
Первый полет: 1941
Тип: Поплавковый истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Исходя из опыта, накопленного в ходе боевых действий в Китае в 30-х годах, Кайгун Коку Хомбу разработало систему требований к перспективным истребителям, предусматривавшую создание самолетов трех классов: фронтового истребителя - высокоманевренного самолета с относительно слабым вооружением, способного применятся в качестве палубного; истребителя-перехватчика с высокой скоростью и скороподъемностью, мощным вооружением, но меньшим радиусом действия; двухмоторного двух-трехместного истребителя сопровождения с сильным вооружением и большим радиусом действия. К началу следующего десятилетия эти требования воплотились в металл - так появились самолеты "Мицубиси" А6М, J2M и "Накадзима" J1N. Но наступательные планы японских военных вынудили расширить эту номенклатуру, включив в неё четвертый тип - поплавковый истребитель, предназначавшийся для прикрытия десантных сил до того, как на захваченные аэродромы сможет перебазироваться сухопутная авиация. Разработку нового самолета в соответствии с тактико-техническими требованиями 15-Си в сентябре 1940 г. поручили фирме "Каваниси". Однако уже тогда было ясно, что новый самолет - будущий NIK1 - достигнет боевой готовности, в лучшем случае, года через два. А большая война ожидалась гораздо раньше... В такой ситуации было принято решение адаптировать для базирования на воде удачный истребитель А6М2. Но конструкторский коллектив фирмы-разработчика "Мицубиси" был загружен разработкой новой палубной модификации - А6М3. Поэтому в феврале 1941 г. создание гидроварианта, получившего обозначение A6M2-N, поручили фирме "Накадзима", которая получила тактико-техническое задание 16-Си.

Разработку гидросамолета, получившего внутрифирменное обозначение AS-1, возглавил инженер Синобу Мицутаке. А поскольку едва ли не главным требованием заказчика были сжатые сроки создания самолета, конструкторы постарались обойтись минимумом изменений. От базового А6М2 были взяты фюзеляж и крыло. В их конструкции устранили элементы, ненужные гидросамолету - такие, как колесное шасси (ниши шасси зашили металлическими листами), посадочный гак, механизм складывания крыла и противокапотажную раму за пилотской кабиной. Под фюзеляжем установили главный поплавок цельнометаллической конструкции, взятый почти без изменений от разведывательного гидросамолета E8N1. Поплавок крепился к фюзеляжу большим наклонным пилоном и находящимся за ним V-образным подкосом, причем точка крепления пилона находилась в том месте, где у палубного "Зеро" подвешивался подвесной топливный бак - здесь конструкция фюзеляжа была усиленной. Вместо ПТБ у A6M2-N в поплавке размещался топливный бак емкостью 325 л. Под консолями крыла на тонких пилонах крепились два небольших стабилизирующих поплавка. Ввиду необходимости улучшения путевой остойчивости при старте с воды пришлось увеличить площадь вертикального оперения. Для этого под хвостовой частью фюзеляжа установили дополнительный киль, форму и площадь которого подобрали экспериментальным путем в ходе испытаний прототипов. Интересно, что самолет не был приспособлен для старта с корабельных катапульт - подобное просто не требовалось тактико-техническим заданием.

Вооружение A6M2-N полностью соответствовало палубному варианту и состояло из двух крыльевых 20-мм пушек "тип 99-1, модель 3" (боекомплект 60 снарядов на ствол) и двух синхронных 7,7-мм пулеметов "тип 97", установленных над двигателем (боекомплект по 700 патронов). Под крылом имелись два бомбодержателя, допускавших подвеску бомб калибром 30-60 кг.

Силовая установка состояла из одного 14-цилиндрового мотора воздушного охлаждения "Накадзима" NK1B "Сакае" 12 (На-35-12) взлетной мощность 940 л.с. (950 л.с. на высоте 4200 м). Общий запас топлива - 843 л (из них, как уже отмечалось, 325 л в поплавке). Винт "Сумитомо" HS SC 40В трехлопастный изменяемого шага диаметром 2,9 м.

Летные характеристики гидросамолета вполне прогнозируемо оказались хуже, чем палубного варианта. И, хотя вес A6M2-N увеличился по сравнению с А6М2 всего на 167 кг, максимальная скорость из-за вызванного установкой поплавков увеличения лобового сопротивления упала на 100 км/ч. Почти вдвое - с 3230 до 1778 км - уменьшилась максимальная дальность полета.

Параллельно с проектированием А6М2-N, фирма "Накадзима" налаживала на заводе в Коидзуми лицензионное производство базовой модели. Процесс шел трудно - первый А6М2 был собран из частей, поставленных "Мицубиси" лишь в ноябре 1941 г. В следующем месяце выпустили шесть "Зеро", среди них и первый прототип A6M2-N. Испытания гидроварианта начались 7 декабря - накануне нападения на Пёрл-Харбор (Японию и Гавайские острова разделяет линия смены дат - когда на Гавайях было 7 декабря, в Токио - уже 8-е.). В феврале 1942 г. изготовили второй прототип, а уже в марте началось серийное производство - выпустили десять серийных машин. Ещё девять изготовили в апреле. Но официальное решение о принятии на вооружение последовало лишь после полного завершения программы испытаний 2 июля 1942 г. К тому времени поставили уже 34 серийных гидроистребителя. Самолет получил официальное обозначение "морской истребитель-гидроплан тип 2 модель 11" или же A6M2-N. Когда же с новым гидросамолетом столкнулись союзники, они присвоили ему кодовое имя "Руфь".

Производство A6M2-N и палубных А6М2 велось на заводе в Коидзуми на двух параллельных линиях - ведь, как отмечалось, обе машины имели много общих узлов. Но в процессе производства в конструкцию гидроплана пришлось вносить изменения, вызванные опытом эксплуатации. В частности, оказалось, что применяемый для обшивки алюминиево-магниевый сплав легко коррозирует при контакте с морской водой. Пришлось применить сплав другой марки, более стойкий. Также подвергли усилению мотораму, ударные нагрузки на которую при приводнении оказались выше расчетных. К концу серийного производства внесли изменения в конструкцию хвостового оперения, увеличив высоту киля и сделав его очертания более угловатыми, а также увеличили площадь подфюзеляжного киля.

Серийное производство A6M2-N продолжалось до июля 1943 г. Данные о количестве выпущенных самолетов довольно противоречивы. Длительное время в источниках фигурировала цифра в 327 машин, взятая из американских источников. Но дело в том, что из-за элементарной ошибки в документе американской комиссии по изучению японской промышленности, работавшей в послевоенное время, количество A6M2-N, изготовленных в 1943 г. оказалось удвоенным - до 146 самолетов против 73-х. Таким образом, следует считать, что в действительности завод в Коидзуми выпустил 254 самолета A6M2-N. Японские источники приводят цифру в 262 самолета. Если сравнивать помесячные данные, то причина нестыковки легко обнаруживается - по японским данным в марте 1942 г. выпустили 10 самолетов, а по американским - всего два. Максимальный же месячный темп производства A6M2-N не превышал 20-24 единиц.

Дальнейшим развитием концепции гидроистребителя мог стать поплавковый вариант модификации А6МЗ. Дело в том, что когда A6M2-N вступили в бой, оказалось, что их главной целью должны стать не низколетящие самолеты, а тяжелые бомбардировщики В-17 и В-24, действующие со средних высот. А6МЗ имел двигатель NK1F "Сакае" 21 мощностью 1130 л.с., оборудованный двухступенчатым двухскоростным механическим нагнетателем, существенно улучшившим его высотные характеристики. Но гипотетический вариант A6M3-N так и не появился ввиду нескольких причин. Во-первых, в мае 1942 г. вышел на испытания гидроистребитель "Каваниси" N1K1, обладавший гораздо лучшими летными данными. А во-вторых, интерес Императорского флота к самолетам данного класса снизился ввиду продемонстрированной ими низкой эффективности.






 ЛТХ:
Модификация   A6M2-N
Размах крыла, м   12.00
Длина, м   10.13
Высота, м   4.31
Площадь крыла, м2   22.44
Масса, кг  
  пустого самолета   1921
  нормальная взлетная   2460
Тип двигателя   1 ПД Nakajima NK1F Sakae -12
Мощность, л.с.   1 х 950
Максимальная скорость , км/ч   436
Крейсерская скорость , км/ч   296
Практическая дальность, км   1780
Максимальная скороподъемность, м/мин   740
Практический потолок, м   7960
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два синхронных 7,7-мм пулемета тип 97 и
  две 20-мм крыльевые пушки тип 99 ;
  2х 60-кг бомбы.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 A6M2-N
 A6M2-N
 A6M2-N
 A6M2-N
 A6M2-N
 A6M2-N
 A6M2-N
 A6M2-N
 Подготовка к взлету A6M2-N
 Французский A6M2-N

  Схемы:

 A6M2-N
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 A6M2-N из 901 кокутай
 A6M2-N из 802 кокутай
 A6M2-N из Йокосука кокутай   (с) Teodor Liviu Morosanu

  



 

Список источников:

Андрей Харук. "Зеро" - лучший палубный истребитель
Крылья Родины. Сергей Колов. "Зеро" Мицубиси
Aircraft Profile 129. Rene J. Francillon. Mitsubishi A6M2 Zero-Sen (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Крылья Родины. Виктор Бакурский. "Зеро", "Зеро-сен", "Зек"
Альманах "Война в воздухе" №3. A6M Zero. История создания и применения
Francillon R. J .Japanese Aircraft of the Pacific War
Monografie Lonticze. A. Jarski, W. Pojdosz. Mitsubishi A6M Zero
Bunrin Do. FAotW. Type Zero Carrier Fighter
Klassiker der Luftfahrt. Japans Trumpfkarte
Avions. M. Ledet, T. Dekker. Cahier Special : Zero sur Rabaul
BurinDo. Japanese Military Aircraft Illustrated
Illustrated Warplane History. The Xplanes of Imperial Japanese army and navy 1924-45


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: