Исходя из опыта, накопленного в ходе боевых действий в Китае в 30-х годах,
Кайгун Коку Хомбу разработало систему требований к перспективным истребителям,
предусматривавшую создание самолетов трех классов: фронтового истребителя -
высокоманевренного самолета с относительно слабым вооружением, способного
применятся в качестве палубного; истребителя-перехватчика с высокой скоростью и
скороподъемностью, мощным вооружением, но меньшим радиусом действия;
двухмоторного двух-трехместного истребителя сопровождения с сильным вооружением
и большим радиусом действия. К началу следующего десятилетия эти требования
воплотились в металл - так появились самолеты "Мицубиси" А6М, J2M и "Накадзима"
J1N. Но наступательные планы японских военных вынудили расширить эту
номенклатуру, включив в неё четвертый тип - поплавковый истребитель,
предназначавшийся для прикрытия десантных сил до того, как на захваченные
аэродромы сможет перебазироваться сухопутная авиация. Разработку нового самолета
в соответствии с тактико-техническими требованиями 15-Си в сентябре 1940 г.
поручили фирме "Каваниси". Однако уже тогда было ясно, что новый самолет -
будущий NIK1 - достигнет боевой готовности, в лучшем случае, года через два. А
большая война ожидалась гораздо раньше... В такой ситуации было принято решение
адаптировать для базирования на воде удачный истребитель А6М2. Но
конструкторский коллектив фирмы-разработчика "Мицубиси" был загружен разработкой
новой палубной модификации - А6М3. Поэтому в феврале 1941 г. создание гидроварианта, получившего обозначение
A6M2-N, поручили фирме "Накадзима",
которая получила тактико-техническое задание 16-Си.
Разработку гидросамолета, получившего внутрифирменное обозначение AS-1,
возглавил инженер Синобу Мицутаке. А поскольку едва ли не главным требованием
заказчика были сжатые сроки создания самолета, конструкторы постарались обойтись
минимумом изменений. От базового А6М2 были взяты фюзеляж и крыло. В их
конструкции устранили элементы, ненужные гидросамолету - такие, как колесное
шасси (ниши шасси зашили металлическими листами), посадочный гак, механизм
складывания крыла и противокапотажную раму за пилотской кабиной. Под фюзеляжем
установили главный поплавок цельнометаллической конструкции, взятый почти без
изменений от разведывательного гидросамолета E8N1. Поплавок крепился к фюзеляжу
большим наклонным пилоном и находящимся за ним V-образным подкосом, причем точка
крепления пилона находилась в том месте, где у палубного "Зеро" подвешивался
подвесной топливный бак - здесь конструкция фюзеляжа была усиленной. Вместо ПТБ
у A6M2-N в поплавке размещался топливный бак емкостью 325 л. Под консолями крыла
на тонких пилонах крепились два небольших стабилизирующих поплавка. Ввиду
необходимости улучшения путевой остойчивости при старте с воды пришлось
увеличить площадь вертикального оперения. Для этого под хвостовой частью
фюзеляжа установили дополнительный киль, форму и площадь которого подобрали
экспериментальным путем в ходе испытаний прототипов. Интересно, что самолет не
был приспособлен для старта с корабельных катапульт - подобное просто не
требовалось тактико-техническим заданием.
Вооружение A6M2-N полностью соответствовало палубному варианту и состояло из
двух крыльевых 20-мм пушек "тип 99-1, модель 3" (боекомплект 60 снарядов на
ствол) и двух синхронных 7,7-мм пулеметов "тип 97", установленных над двигателем
(боекомплект по 700 патронов). Под крылом имелись два бомбодержателя,
допускавших подвеску бомб калибром 30-60 кг.
Силовая установка состояла из одного 14-цилиндрового мотора воздушного
охлаждения "Накадзима" NK1B "Сакае" 12 (На-35-12) взлетной мощность 940 л.с.
(950 л.с. на высоте 4200 м). Общий запас топлива - 843 л (из них, как уже
отмечалось, 325 л в поплавке). Винт "Сумитомо" HS SC 40В трехлопастный
изменяемого шага диаметром 2,9 м.
Летные характеристики гидросамолета вполне прогнозируемо оказались хуже, чем
палубного варианта. И, хотя вес A6M2-N увеличился по сравнению с А6М2 всего на
167 кг, максимальная скорость из-за вызванного установкой поплавков увеличения
лобового сопротивления упала на 100 км/ч. Почти вдвое - с 3230 до 1778 км -
уменьшилась максимальная дальность полета.
Параллельно с проектированием А6М2-N, фирма "Накадзима" налаживала на заводе в
Коидзуми лицензионное производство базовой модели. Процесс шел трудно - первый
А6М2 был собран из частей, поставленных "Мицубиси" лишь в ноябре 1941 г. В
следующем месяце выпустили шесть "Зеро", среди них и первый прототип A6M2-N.
Испытания гидроварианта начались 7 декабря - накануне нападения на Пёрл-Харбор
(Японию и Гавайские острова разделяет линия смены дат - когда на Гавайях было 7
декабря, в Токио - уже 8-е.). В феврале 1942 г. изготовили второй прототип, а
уже в марте началось серийное производство - выпустили десять серийных машин.
Ещё девять изготовили в апреле. Но официальное решение о принятии на вооружение
последовало лишь после полного завершения программы испытаний 2 июля 1942 г. К
тому времени поставили уже 34 серийных гидроистребителя. Самолет получил
официальное обозначение "морской истребитель-гидроплан тип 2 модель 11" или же
A6M2-N. Когда же с новым гидросамолетом столкнулись союзники, они присвоили ему
кодовое имя "Руфь".
Производство A6M2-N и палубных А6М2 велось на заводе в Коидзуми на двух
параллельных линиях - ведь, как отмечалось, обе машины имели много общих узлов.
Но в процессе производства в конструкцию гидроплана пришлось вносить изменения,
вызванные опытом эксплуатации. В частности, оказалось, что применяемый для
обшивки алюминиево-магниевый сплав легко коррозирует при контакте с морской
водой. Пришлось применить сплав другой марки, более стойкий. Также подвергли
усилению мотораму, ударные нагрузки на которую при приводнении оказались выше
расчетных. К концу серийного производства внесли изменения в конструкцию
хвостового оперения, увеличив высоту киля и сделав его очертания более
угловатыми, а также увеличили площадь подфюзеляжного киля.
Серийное производство A6M2-N продолжалось до июля 1943 г. Данные о количестве
выпущенных самолетов довольно противоречивы. Длительное время в источниках
фигурировала цифра в 327 машин, взятая из американских источников. Но дело в
том, что из-за элементарной ошибки в документе американской комиссии по изучению
японской промышленности, работавшей в послевоенное время, количество A6M2-N,
изготовленных в 1943 г. оказалось удвоенным - до 146 самолетов против 73-х.
Таким образом, следует считать, что в действительности завод в Коидзуми выпустил
254 самолета A6M2-N. Японские источники приводят цифру в 262 самолета. Если
сравнивать помесячные данные, то причина нестыковки легко обнаруживается - по
японским данным в марте 1942 г. выпустили 10 самолетов, а по американским -
всего два. Максимальный же месячный темп производства A6M2-N не превышал 20-24
единиц.
Дальнейшим развитием концепции гидроистребителя мог стать поплавковый вариант
модификации А6МЗ. Дело в том, что когда A6M2-N вступили в бой, оказалось, что их
главной целью должны стать не низколетящие самолеты, а тяжелые бомбардировщики
В-17 и В-24, действующие со средних высот. А6МЗ имел двигатель NK1F "Сакае" 21
мощностью 1130 л.с., оборудованный двухступенчатым двухскоростным механическим
нагнетателем, существенно улучшившим его высотные характеристики. Но
гипотетический вариант A6M3-N так и не появился ввиду нескольких причин.
Во-первых, в мае 1942 г. вышел на испытания гидроистребитель "Каваниси" N1K1,
обладавший гораздо лучшими летными данными. А во-вторых, интерес Императорского
флота к самолетам данного класса снизился ввиду продемонстрированной ими низкой
эффективности.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
A6M2-N |
Размах крыла, м |
12.00 |
Длина, м |
10.13 |
Высота, м |
4.31 |
Площадь крыла, м2 |
22.44 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1921 |
нормальная взлетная |
2460 |
Тип двигателя |
1 ПД
Nakajima NK1F Sakae -12 |
Мощность, л.с. |
1 х 950 |
Максимальная скорость , км/ч |
436 |
Крейсерская скорость , км/ч |
296 |
Практическая дальность, км |
1780 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
740 |
Практический потолок, м |
7960 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два синхронных 7,7-мм пулемета тип 97 и две 20-мм крыльевые пушки тип 99 ; 2х 60-кг бомбы. |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2016
|