В 1936 году Министерство Авиации Италии (Ministero dell'Aeronautica) объявило
программу развития ВВС Италии, получившую название Progetto R. Согласно этой
программе требовалось 3000 новых истребителей (Caccia da Combattimento), которые
могли бы заменить в течении 1939-40 годов устаревшие истребители Fiat CR.32
Freccia и CR.42 Falco. Требования предусматривали хорошие скороподъемные
качества, вооpужение из одного 12,7-мм пулемета и ограниченную продолжительность
полета. Эта спецификация была вскоре изменена введением вооpужения из двух
пулеметов и продолжительности полета в два часа.
В конкурсе на создание истребителей по этой программе участвовали Macchi MC-200
Saetta, Caproni-Vizzola F-4 и F-5, IMAM-Romeo Ro-51, FIAT G-50 Freccia, Reggiane
Re-2000 Falco и AUSA AUT.18. В ходе проведенных испытаний Macchi MC-200 Saetta
был выбран для запуска в серию. Его ближайший конкурент, Reggiane Re.2000,
имевший хорошую маневренность на высоте и лучшую управляемость на малой
скорости,был отвергнут по причине сильной уязвимости своих крыльевых топливных
баков и из-за сомнений в их конструктивной прочности. Однако из-за подковерной
борьбы лоббистов в серию пошли и Macchi MC-200 Saetta, и FIAT G-50 Freccia, и
Reggiane Re-2000 Falco, каждый из которых дал линейку истребителей или
истребителей-бомбардировщиков. В тени остались неудачники конкурса - машины не
менее интересные и достойные внимательного рассмотрения.
У AUSA AUT.18 крайне длинный период проектирования: задуманный инженером Феличе
Трояни (Felice Trojani) еще в 1934, проект в течение трех лет постоянно
перерабатывался по итогам большого количества испытаний и продувок моделей в
аэродинамической трубе. Строительство опытного образца происходило на заводе
Aeronautica Umbra S.A в Фолиньо, техническим директором которого был Трояни.
Обозначение самолета представляет собой сокращение от названия фирмы, фамилии
конструктора и площади крыла в квадратных метрах.
AUT.18, замышлявшийся первоначально как двухместный истребитель, был построен в
одноместной конфигурации. По отношению к истребителям предыдущего поколения, он
был тяжелее, использовал более мощный двигатель FIAT A.80 мощностью в 1044 л.с.
и был вооружен двумя пулеметами калибром 12,7-мм, расположенными вне зоны
ометания винта. Испытания рулежками опытного образца MM. 363 (такой номер
получила машина от итальянских ВВС) начались 21 марта 1939, на заводском
аэродроме в Фолиньо. Для проведения летных испытаний из соображений
предосторожности было принято решение перевезти самолет на больший аэродроме
Витербо. После этого последовала трудная операция по перевозке на расстояние
около 120 км. после доставки в Витербо 22 апреля 1939 состоялся первый полет под
управлением летчика-испытателя фирмы Umbra Роччато (Roccato).
Летом 1939 года начинаются военные испытания самолета: 20 июля AUT.18
переводится в летно-испытательный центр ВВС Италии (Regia Aeronautica) Гуидонию
(Guidonia) и 18 августа начинается краткий цикл испытаний стрельбой на аэродроме
Furbara, с положительным результатом. Чтобы улучшить эксплуатационные показатели
самолета была осущестлена замена капота на новый, аэродинамически более чистый.
Была уменьшена фронтальная проекция двигателя, головки цилиндров были закрыты
выпуклыми обтекателями, а на втулку винта был установлен стреловидеый кок.
Для выполнения этих работ 23 февраля 1940 года самолет был доставлен на завод в
Фолиньо. Благодаря новой конфигурации капота, AUT.18 стал быстрее на 15 км/ч. -
теперь максимальная скорость составляла 489 км/ч. 21 июня самолет был возвращен
в Гуидонию и 12 июля после 49 полетов Роччато заканчивает летные испытания.
Летные испытания проводились с крайней осторожностью из-за нежелания рисковать
единственной существующей машиной.
В летно-испытательном центре на AUT.18 летали полковники Тонди, Мантелли, Виноли
(Tondi, Mantelli, Vignoli) и их оценка самолета довольно высокой. Высказывалось
предложение о замене им штурмовика Breda Ba.65: один из протоколов испытаний
Адриано Мантели содержат конкретные ссылки на эту возможность. Самолет, более
тяжелый чем другие современные истребители, предлагал хорошие возможности в
качестве преемника Ba. 65, имея лучшие скоростные характеристики.
5 ноября 1940 состоялась официальная передача AUT.18 в состав Regia Aeronautica,
и в этот же день Мантели получает поручение перебазировать самолет на аэродром
Орвието для использования в качестве истребителя ПВО. Из-за переделок и
бюрократических проволочек при проведении испытаний (Макки MC.200 уже завершил
свой первый полет в 1937г.), этот истребитель не предлагалось запускать в
серийное производство. Причины были прежде всего политические - в серии уже
находили 3 типа истребителя (вместо одного), два из которых хоть немного, но
превосходили AUT.18.
О судьбе прототипа, мало что известно. Трояни писал в своих мемуарах, что
самолет был перевезен в Германию для проведения испытании после перемирия, но
более вероятно, что он был уничтожен в ходе рейда, после его передачи в Орвието.
Есть версия, что он был захвачен союзниками для изучения. Следует отметить, что
британские Королевские ВВС уже знали про этот тип самолетов в 1936 и отметили ее
среди известных итальянских типов.
Техническое описание
Истребитель AUT.18 представлял собой одномоторный, одноместный,
цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом. Фюзеляж треугольного
сечения был сварен автогеном из стальных хромо-молибденовых труб, наружная
обшивка из дюралюминия.
Крыло представляло собой конструкцию из хромо-молибденовых стальных труб,
соединенных с помощью точечной сварки. Обшивка крыла дюралюминиевая, поверхности
обтянуты полотном.
Вооружение состоит из двух 12.7-мм пулеметов Breda-SAFAT, расположенных в
центральной части крыла и стреляющих вне плоскости ометания винта. Боезапас
пулеметов - 300 патронов на ствол. Шасси самолета убирающееся колесами к оси
самолета. Механихм уборки шасси снабжен гидроприводом и дожимными насосами.
Колеса снабжены амортизаторами "FAST". Хвостовое колесо убирающееся.
Хвостовое оперение выполнено из дюралюминия (лонжероны и нервюры), отклоняющиеся
поверхности, покрытые холстом, статически и аэродинамически сбалансированы.
Топливные баки расположены в фюзеляже сразу за кабиной пилота.
Двигатель FIAT A.80 мощностью в 1044 л.с. с трехлопастным металлическим винтом
Alfa Romeo с изменяемым в полете шагом.