Чехословакия в период между двумя мировыми войнами считалась одной из ведущих авиационных стран, и ее конструкторы имели на своем счету целый ряд
современных самолетов. В середине 1935 г. в строевые части начал поступать очень удачный истребитель В 534, созданный на фирме «Авиа» под руководством Франтишека Новотны. Этот биплан по праву
можно назвать одним из лучших в своем классе, и неудивительно, что он стал основным самолетом военно-воздушных сил. Руководство Министерства национальной обороны, прекрасно понимая, что к концу
30-х годов В 534 уже будет устаревшим, выдало в 1936 г. фирме «Авиа» заказ на постройку нового истребителя, выполненного по схеме моноплана с убирающимся шасси.
Для этого проекта, получившего обозначение В 35, Новотны решил выбрать перспективный двигатель Авиа 12Y-1000.C. Правда, этот 1000-сильный мотор еще
только разрабатывался на базе строящегося в Чехословакии по лицензии двигателя Испано-Сюиза HS 12Ydrs (860 л. с). Работа над новым истребителем началась с продувок различных моделей в
аэродинамической трубе военного научного института в Праге, занимавшегося проблемами техники и авиации. В начале 1937 г. был готов полномасштабный деревянный макет самолета, на котором
отрабатывались различные варианты компоновок.
Чтобы ускорить постройку прототипа, первые машины решили выпустить с неубирающимся шасси. Двигатель Авиа 12Y1000.С все еще не был готов, и вместо
него пришлось установить менее мощный HS12Ydrs (такой же мотор стоял на биплане В 534).
В конце лета 1938 г. первый истребитель выкатили из сборочного цеха завода в Чаковице. Даже с неубираемым шасси в обтекателях самолет выглядел очень
красивым, отличаясь элегантностью и чистотой форм. Прототип, получивший индекс В 35.1, был выкрашен в коричнево-зеленый камуфляже серыми нижними поверхностями. Эллиптическое в плане крыло имело
деревянную конструкцию и обшивалось фанерой, а корневая часть была с дюралевой обшивкой. Элероны покрывались полотном, а выпускаемые гидравликой закрылки были дюралевыми. Хвостовое оперение
состояло из металлического силового набора , обшитого полотном. Ферменный фюзеляж из стальных труб закрывался до конца кабины панелями из легких сплавов, а в хвостовой части - полотном. Запас
топлива емкостью 350 л размещался в трех баках - один под кабиной и два в крыле. На первом прототипе установили деревянный двухлопастный винт постоянного шага Аэро 232А, планируя в дальнейшем
заменить его на металлический Летов H.D.43 с изменяемым шагом.
28 сентября 1938 г. шеф-пилот фирмы Рудольк Далечки совершил на В 35.1 первый 18-минутный полет и отметил хорошую управляемость машины. На стадии
заводских испытаний к вылетам привлекли и военных летчиков. В ноябре В35.1 получил новый двигатель - HS12Ycrs, с такой же мощностью, но с главным отличием - пустым валом, через который выходила
20-мм пушка Испано-Сюиза HS 404. Испытания продолжили, но, к сожалению, не обошлось без катастрофы. Во время испытательного полета с максимальной скоростью на трехкилометровом участке самолет В
35.1 неожиданно перевернулся на небольшой высоте и врезался в землю. Военный летчик, пилотировавший машину, погиб. Наибольшая скорость, полученная до этого злополучного вылета, составляла471
км/ч на высоте4000 метров, но Далечки утверждал, что вполне реальна цифра 485 км/ч. Летную программу испытаний продолжил второй прототип В 35.2, который Далечки впервые поднял в воздух 30
ноября. С учетом результатов первых вылетов в конструкцию В 35.2 внесли ряд доработок. Чуть просторнее сделали кабину, увеличили площадь закрылков, а размах и хорду элеронов немного уменьшили.
На дальнейшую судьбу истребителя не так повлияла катастрофа, как ситуация в самой Чехословакии. В марте 1939 г. после мюнхенского соглашения Германия
оккупирует страну и все работы на фирме «Авиа» теперь контролируются немецкими специалистами из Министерства авиации. Однако работы над перспективным истребителем с благословения самого
наместника Чехословакии Эрнста Удета не остановили. Министерство обороны Чехословакии заказало небольшую серию в 10 самолетов, и конструкторы стали готовить серийный выпуск, одновременно работая
над постройкой третьего прототипа с убираемым шасси и испытывая В 35.2.
На В 35.2 с нанесенными на них немецкими опознавательными знаками провели испытания нескольких воздушных винтов: Авиа 232А и В, Летов H.D. 43 и
трехлопастного Гамильтон-Стандарт. Во время полета с последним пропеллером 2 ноября 1939 г. летчик Земаник совершил грубую посадку и перевернулся. После того, как В 35.2 отремонтировали, в
полетах стали участвовать два болгарских летчика - капитан Попганчев и лейтенант Атанасов. Болгария нуждалась в новом истребителе для своих ВВС, и еще в феврале ее авиационная делегация
наблюдала за вылетами Далечки на втором прототипе. Во время одной из посадок болгарский пилот окончательно доломал В 35.2, и самолет пришлось списать.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
B-35 |
Размах крыла, м |
10.25 |
Длина, м |
8.50 |
Высота, м |
2.60 |
Площадь крыла, м2 |
17.23 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1690 |
нормальная взлетная |
2200 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano-Suiza 12Ycrs |
Мощность, л.с. |
1 х 860 |
Максимальная скорость , км/ч |
485 |
Крейсерская скорость , км/ч |
344 |
Практическая дальность, км |
610 |
Практический потолок, м |
8200 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 20-мм пушка HS-404 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|