Первая РЛС, пригодная для размещения на истребителе, была создана в Англии в 1939 году и испытана на самолете
Бристоль Бленхейм. Радар II Мк.IV представлял собой довольно объемную
конструкцию весом в 270 кг и требовал для обслуживания отдельного члена экипажа.
Из всех типов самолетов Королевских ВВС
Beaufighter наилучшим образом подходил для оснащения этими устройствами. 8
сентября 1940 года первые истребители с "волшебным зеркалом", как
прозвали радар пилоты, поступили в 600-ю эскадрилью ПВО для проведения войсковых испытаний.
С ноября "радиолокационные" Beaufighter начали выпускаться серийно.
В ночь с 19 на 20 ноября произошел первый успешный перехват воздушного
противника с помощью бортовой РЛС. Во время боевого патрулирования радиооператор сержант Филипсон доложил пилоту лейтенанту Кэннинхэму, что в пяти километрах к северу обнаружена воздушная
цель. Летчик изменил курс и, пройдя сквозь сплошную гряду облаков, сблизился с наблюдаемым на экране радара
объектом. Вскоре самолет стал различим невооруженным глазом. Кэннинхэм распознал в нем двухмоторный
бомбардировщик Ju.88. Оставаясь незамеченным, он подошел к противнику сзади и
с расстояния 180 м дал залп из всех стволов. Утром обломки
Юнкерса нашли близ города Уиттеринг.
До мая 1941 года Джон Кэннинхэм с новым радиооператором сержантом Роунли одержал еще 8 побед. Всего же на
счету этого аса, прозванного "летчиком с
кошачьими глазами", к концу войны было 19 самолетов, уничтоженных в ночных боях Большинство из них он сбил на
Beaufighter.
"Волшебное зеркало" произвело переворот в тактике ночного воздушного боя.
По мере того, как росло число радарных истребителей в английской авиации, росли
и потери среди немецких ночных бомбардиррвщиков. Если в ходе
"Битвы за Англию" спитфайры и харрикейны защитили страну от дневных налетов, то в последующие месяцы
бофайтеры отучили немцев безнаказанно бомбить ночью. К
весне 1941-го бофайтерами вооружили шесть эскадрилий ПВО. Из них наиболее
успешно действовала 604-я эскадрилья, которой командовал Джон Кэннинхэм.
До 1 июня 1941 года его экипажи сбили 60 самолетов
противника. В эскадрильи бофайтеров набирали летчиков высочайшего класса. Чтобы стать пилотом ночного истребителя, кандидат должен был иметь налет не менее
600 часов, из них, как минимум, 30- вслепую, и совершить 40 ночных посадок.
Тем не менее аварии и катастрофы были не редкостью.
Beaufighter отличался строгостью в управлении, имел недостагочную поперечную и курсовую устойчивость.
Для устранения этих недостатков, начиная с модификации
Beaufighter Mk.VI, стабилизаторы машины стали устанавливать под углом
поперечного V - 12 град. Вообще на долю летных происшествий
приходилось большинство жертв среди ночных перехватчиков. Сбить атакующий истребитель в гемноте почти невозможно. Поэтому их собственно боевые потери были ничтожны.
Благодаря своему большому радиусу действия
бофайтеры применялись для сопровождения ночных бомбардировщиков в их рейдах на континент. При этом
самолеты оснащались антирадарами Серрат, реагирующими на локаторы немецких ночных истребителей. Летом 1943
года произошли первые воздушные бои между
бофайтерами и Me-110 с бортовыми радарами
"Лихтенштейн". Ночью с 7 на 8 сентбяря экипажи 141-й эскадрильи
сбили над Голландией 13 мессершмиттов, потеряв 3 самолета.
В октябре 1941 года началось производство очередной модификации
Beaufighter Mk.VIF (Мк.III, IV и V серийно не строились). Кроме уже упомянутого повышения угла
установки стабилизатора, самолет отличался двигателями
Hercules Mk.VI. Мощность этих моторов была увеличена. Соответственно
возросла и максимальная скорость машины. В декабре на
"шестерки" установили новый радар AI Mк.VIII с параболической антенной что
потребовало изменения формы носового обтекателя фюзеляжа. На этой машине
закончился путь развития ночных истребителей
Beaufighter. В 1943-м их начали постепенно заменять на более аэродинамичные и скоростные
Mosquito.
Последние Beaufighter Mk.VIF были переданы из эскадрилий ПВО в учебные
подразделения в августе 1944-го. Гораздо дольше продолжалась служба
бофайтеров в морской авиации. Впрочем, это были несколько другие машины.
В 1940 году штаб береговой обороны
Великобритании потребовал создания специальной версии
Beaufighter для патрулирования прибрежной зоны и воздушного прикрытия
морских конвоев. Так возникла модификация
Mk.IC, оснащенная дополнительными бензобаками в консолях крыла, но без
крыльевых пулеметов. С ноября 1940-го машина строилась серийно в больших
количествах.
К концу 1941 года был налажен
выпуск моторов Bristol
Hercules VII мощностью 1670 л.с., что позволило
оснастить ими новую модификацию Beaufighter Mk.VI. С новыми двигателями
максимальная скорость Beaufighter возросла до 535 км/ч на
высоте 4750 м, а крейсерская скорость составила 391 км/ч. Некоторые изменения
были внесены в конструкцию планера, наиболее заметной из которых стала установка
7,69-мм пулемёта Виккерс К в кабине наблюдателя для защиты задней полусферы.
Блистер над задней кабиной увеличили в размерах и усилили его конструкцию, чтобы
разместить оружие. На самолёте установили бомбодержатели, а горизонтальное
оперение получило поперечное V в 12 градусов.
Дополнительные топливные баки (189 л в правом крыльевом отсеке вооружения и 90 л
- в левом) обеспечивали Beaufighter Mk.VIC дальность полёта 2910 км. По
сравнению с 2380 км у Mk.VIF. Литеры "F" и "С" по прежнему использовались в
обозначениях модификации самолёта в зависимости от его назначения. С одной
стороны, истребители "Бью" работали на больших высотах, где дополнительная
скорость для них была важным фактором, особенно после того. Как их стали
оснащать радарами сантиметрового диапазона AI Mk.VI или Mk.VII в обтекателях- "наперстках"
в носовой части. С другой стороны, "Бьюфайтеры"
Берегового командования летали "на уровне палубы", атакуя корабли противника с
высоты не более 150 м, а зачастую гораздо меньше. Учитывая эту специфику, Bristol создала на базе "Геркулес" VI маловысотный мотор Hercules
XVII, что
позволило улучшить лётные характеристики самолёта при полёте у земли/воды.
Четыре эскадрильи ночных истребителей 12-ой Воздушной Армии ВВС США, 414-я,
415-я, 416-я и 417-я, были оснащены "Beaufighter Mk.VI летом 1943 года. Из них
414-я и 415-я эскадрильи были снова 1944 года, а 416-я получила несколько "Москито"
перед концом воины, но большую часть ночных вылетов на Средиземноморском ТВД
американцы осуществили на "Бьюфайтерах".
В течение марта и апреля 1943 года ВВС США было передано более сотни Beaufighter Mk.VIF. Эти самолёты оснащались радарами AI Mk.VII/VIII под обтекателем-
"наперстком". Подготовка пилотов ночных истребителей проводилась на территории
Великобритании в подразделениях RAF. вооруженных "Бьюфайтерами", причем
большинство американцев прошло в США только базовую подготовку. Beaufighter был
предварительно испытан в США. но мало кому из будущих экипажей удалось гам
ознакомиться с этим самолётом.
Весной 1943 года основной персонал всех четырёх эскадрилий ночных истребителей
ВВС США был отправлен из Британии в Алжир. Там, 10 мая. 414-я эскадрилья,
базировавшаяся в Jla Сениа, первой достигла статуса боегоговой. Два дня спустя к
ней присоединилась 415-я эскадрилья, базировавшаяся на том .е аэродроме. Базой
416-й эскадрильи стал аэродром Алжира, а 417-я нашла себе пристанище в Тафараоун.
Оба подразделения начали боевую работу 8 августа.
Как и многие британские пилоты до них, некоторые американцы сочли "Бью" "проблемным" самолётом. Привыкнув к машинам с трехстоечным
шасси, особенно к ночному истребителю Р-70, на котором большинство из них
обучались в США, некоторые пилоты испытывали трудности с "Бьюфайтером", имевшим тенденцию к
раскачке при взлёте. В результате достаточно много машин потерпело аварию.
Другие пилоты полюбили "Бью", по достоинству оценив его прочную конструкцию.
Экипажи ночных истребителей 12-й Воздушной Армии несколько запоздали - район
боевых действий отодвигался всё дальше и дальше от них, заставляя подразделения
постоянно менять дислокацию (войну они закончили в Италии) - поэтому список
ночных побед Beaufighter ВВС США довольно скромен. Все четыре эскадрильи
одержали тридцать две подтвержденных победы, которые распределились следующим
образом: 414-я эскадрилья - восемь, 415-я - одиннадцать, 416-я - четыре и 417-я
- девять.
Первой жертвой Beaufighter стал Не 115, сбитый экипажем капитана Натаниэля
Линдсея и флайт-офицера Остина Петти из 415-й эскадрильи 24 июля 1943 года.
Последней победой был Ju 290, уничтоженный 28 декабря 1944 года экипажем 1 -го
лейтенанта Малькольна Кэмпбелла и 2-го лейтенанта Роберта Маккалэна из 417-й
эскадрильи. Множество вражеских самолётов были записаны как "поврежденные" или "вероятно поврежденные", но такова специфика ночного перехвата
- по цели
выпускается множество снарядов с неизвестным результатом.
В заключение можно сказать, что использование Beaufighter ВВС США было не
настолько успешным, как это могло бы быть. Но стоит учитывать, что большинство
самолётов, переданных американцам RAF, уже успели послужить довольно
продолжительное время, а состояние аэродромов, на которых базировались
эскадрильи ночных истребителей, было далеким от идеального.