В ходе воздушной войны перед Люфтваффе все острее вставала задача борьбы с
высотными бомбардировщиками союзников. В качестве промежуточного, "быстрого"
решения, которое предусматривало модернизацию уже существующего самолета, В.
Мессершмитт предложил создать такую машину на базе "Фридриха". Истребитель
Bf
109Н представлял собой планер Bf 109F с двигателем DB 601Е (с нагнетателем
повышенной высотности) и дополнительными вставками в консоли, в результате чего
размах крыла возрастал до 12 м. Параллельно с этой темой конструкторами фирмы
"Мессершмитт" прорабатывался высотный истребитель Me 209-II, который должен был
впоследствии заменить Bf 109Н. Техническое управление министерства авиации
постоянно поднимало планку требований к машине указанного назначения и весной
1943 г. рекомендовало увеличить его потолок с 13000 до 15000 м. Это потребовало
внесения серьезных изменений в проект Bf 109Н, поэтому 23 апреля 1943 г.
конструкторы фирмы "Мессершмитт" предложили отказаться от его разработки и
сосредоточить усилия на Me 209-II. Однако проект "двести девятого" предусматривал
использование специальных высотных двигателей - DB 628А или DB 603U с
турбокомпрессором TKL-15. По расчетам, потолок Me 209-II с такими моторами мог
составить 17500 м. Вместе с тем, отработка новых двигателей требовала
продолжительного времени, а высотный истребитель требовался Люфтваффе как можно
скорее. В результате Техническое управление приняло неожиданное решение:
прекратить разработку Me 209-П и вернуться к более простому и реальному проекту
Bf 109Н, но с учетом уже накопленного опыта, в том числе и в отношении двигателя
DB628.
Для отработки силовой установки с двигателем DB 628 планер Bf 109G-5 (зав. No.
16281) переделали, и самолет получил наименование Bf 109V49. После завершения
стендовых испытаний аналогичный мотор установили на другой планер Bf 109G-3
(зав. No. 15338). Самолет под обозначением Bf 109V50 впервые поднялся в небо 18
мая 1943 г. под управлением летчика Венделя. Несмотря на близкую к DB 605А
конструкцию, DB 628А с двухступенчатым нагнетателем и промежуточным охладителем
был намного тяжелее (на 170 кг) и обладал большими размерами. Самолет оснастили
туннельным коком и винтом с уширенными лопастями, при этом носовую часть
пришлось удлинить на 0,75 м и установить в хвостовой части противовес. Кроме
того, крыло передвинули вперед на 0,25 м, а площадь хвостового оперения
увеличили.
После непродолжительных испытаний в Аугсбурге Bf 109V50 переправили в
испытательный центр "Даймлер-Бенц" в Эхтер-дингене, где пилоты-испытатели сумели
подняться на этой машине на высоту 15500 м. По расчетам, на взлетном режиме
серийный двигатель DB 628 должен был иметь мощность 1490 л.с., на высоте 2000 м
- 1580 л.с., на высоте 6400 м - 1480 л.с., на высоте 9600 м - 1350 л.с. ина
высоте 12000м- 1130 л.с. В июле 1943 г. мотор DB 628 поставили на еще один Bf
109G-5, также получивший увеличенный киль, крыло большего размаха и обозначение
Bf 109V54 (DV+JB). Однако вскоре выяснилось, что доводка нового двигателя
сопровождается огромными трудностями.
Параллельно велась переделка нескольких планеров Bf 109F-4 в предсерийные Bf
109Н-0. Помимо вставки в крыло прямоугольных в плане секций изменили и
конструкцию шасси, сделав основные стойки убирающимися поворотом внутрь.
Удлиненный стабилизатор получил подкосы. В остальном Bf 109Н-0 по конструкции не
отличался от Bf 109F-4/Z, сохранив двигатель DB 601Е-1 с системой форсирования
GM-1. Вооружение состояло из одной 20-мм пушки MG 151 и двух 7,9-мм пулеметов MG
17. На этих машинах в основном планировалось изучить проблемы, возникающие при
полетах вблизи практического потолка, и доработать высотное оборудование.
Самолеты Bf 109Н-1, предназначавшиеся для проведения войсковых испытаний,
строились на базе планеров Bf 109G-5 с гермокабиной, двигателем DB 605А и
системой форсирования GM-1.
Несколько Bf 109Н-1 в начале 1944 г. проходили войсковые испытания в
экспериментальном отряде, базировавшемся в предместьях Парижа. Хотя летные
данные истребителя посчитали удовлетворительными, а потолок довели до 14500 м,
вскрылись и негативные стороны машины. Так, при пикировании на скорости 730 км/ч
начинался флаттер крыла; в одном из полетов летчик-испытатель Вандель едва не
погиб, когда левая консоль отвалилась. После проведения еще нескольких
испытательных полетов дальнейшие работы по Bf 109Н были прекращены, так был
сделан выбор в пользу истребителя Та 152Н.
22 декабря 1943 г. был облетан еще один опытный самолет - Bf 109V55 (зав. No.
15709, DV+JC). Первоначально он имел обозначение Me 209-V6, но когда программу
Me 209 закрыли, машину переобозначили, сделав вид, что это "все тот же Bf 109Н".
Истребитель сохранил удлиненную носовую часть фюзеляжа, но получил двигатель DB
605 В с нагнетателем от DB 603 и капот по образцу Bf 109G. Машина отличалась
удлиненными законцовками крыла от высотного варианта Me 209, в результате его
размах составил 13,25 м. В дальнейшем предполагалось на серийный вариант машины
по типу Bf 109V55 устанавливать двигатели Jumo 213Е-1 с системой GM-1.
Намечалось организовать производство этого самолета в следующих вариантах:
- тяжелого истребителя Bf 109Н-2 с тремя 30-мм пушками МК 103 и двумя 20-мм MG
151;
- легкого истребителя Bf 109Н-3 с одной 30-мм пушкой МК 108 и двумя 13-мм
пулеметами MG 131;
- разведчика Bf 109Н-4 с одной фотокамерой Rb 50/30 или Rb 75/30.
Планировалось, что в конце 1944 г. истребители модификации Н будут строить
большой серией, причем их выпуск в декабре должен был составить 1200 машин.
Однако ни один из вариантов Bf 109Н не приняли, и все работы прекратились после
уничтожения опытного Bf 109V55 в результате налета авиации союзников на Аугсбург
25 февраля 1944 г. Его предшественник Bf 109V54 с двигателем DB 628 также бьш
разбит бомбардировщиками союзников 14 августа 1944 г.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Bf 109h-v55 |
Размах крыла, м |
13.25 |
Длина, м |
10.25 |
Высота, м |
3.20 |
Площадь крыла, м2 |
21.90 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2880 |
взлетная |
3540 |
Тип двигателя |
1 ПД Daimler-Benz DB 605В |
Мощность, л.с. |
1 х 1600 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
на высоте 6000 м |
590 |
на максимальной высоте |
685 |
Крейсерская скорость, км/ч |
470 |
Макс. скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
13500 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 30-мм пушка МК 108 с 60 снарядами в развале цилиндров и две 20-мм пушки MG 151 с 200 снарядами на ствол в крыле. |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты окраски:
|
Bf.109 V50 (c) J-M. Guillou |
|
Bf.109 H-1
(c) J-M. Guillou |
|
Уголок неба. 2014
|