К началу 1944 года стало очевидным, что стратегическая инициатива Японии
утрачена безвозвратно. Разведданные, поступавшие из США, свидетельствовали о
появлении у противника нового тяжелого бомбардировщика В-29, качественно
превосходившего все, что до этого встречалось в небе японским летчикам. Было
очевидно, что в ближайшем будущем, эти машины следует ожидать на фронте. Ввиду
этого, японской флотской авиацией были предприняты шаги по укреплению
обороноспособности метрополии, где формировались новые части флотской ПВО.
В марте 1944 г. на авиабазе Кисарацу был сформирован новый 302 кокутай ночных
истребителей, призванный обеспечивать оборону центрального сектора в районе
Токио – Нагоя. Это подразделение возглавил опытный японский офицер дайсё
(капитал 1 ранга) Ясуна Кодзоно (Yasuna Kozonо). Полтора года назад именно по
его инициативе на базовые двухмоторные разведчики флота J1N1 "Гекко" начали
ставить наклонные пушки для стрельбы вперед-вверх, превратив, таким образом,
разведывательный самолет в ночной перехватчик. Именно эта машина и должна была
по мнению командования стать основой матчасти нового 302-го кокутай. Однако,
реалии оказались таковыми, что ограниченный выпуск "Гекко"-перехватчиков не
позволил полностью укомплектовать ими новое подразделение. К началу воздушного
наступления американцев на Японские острова матчасть полка составляла сборная
солянка из самой разной авиатехники, стараниями и инициативой Кодзоно,
приспособленной для выполнения ночных перехватов. Помимо уже упомянутых "Гекко"
в состав 302 кокутай поступали обычные истребители А6М "Рейсен" последних
модификаций Модель 52 и новейшие перехватчики J2M "Райден".
Кодзоно был убежденным сторонником применения наклонного пушечного вооружения и
тактики его применения с атакой из задней нижней полусферы атакуемого
бомбардировщика. В 1942-43 гг. такая тактика имела определенный успех, поскольку
в нижней полусфере бомбардировщиков старых конструкций типа В-17 и В-24 они
имели наихудший обзор и наиболее слабое оборонительное вооружение. Но в случае с
новыми В-29 такая тактика уже теряла смысл. Новые американские самолеты снизу
были защищены ничуть не хуже, чем с любой другой стороны. Но консерватизм – это
национальная японская черта, и быстро перестроить сознание, оперативно изменить
отработанную тактику было просто не реально. Поэтому по инициативе Кодзоно
наклонные пушки ставились практически на все самолеты, поступавшие на вооружение
вверенного ему 302-го Ku. 20-мм пушка Тип 99 модель 2 устанавливалась позади
пилотского сиденья в "Зеро" прямо в кабине пилота. Две таких же пушки
размещались "на спине" "Райдена" позади кабины, дополняя и без того мощное
4-пушечное вооружение этого перехватчика.
Кроме вышеупомянутых машин на вооружение части имелись несколько палубных
пикировщиков "Сюсей", также переоборудованных в перехватчики. Модель D4Y2-S с
расположенной в кабине стрелка одной наклонной 20-мм пушкой Тип 99-2 был
довольно скоростной машиной и, не смотря, на скромную огневую мощь, пользовался
популярностью у экипажей. Нехватка авиатехники заставила командира части
использовать в качестве пополнения все, что было доступно. В ход шли скоростные
базовые бомбардировщики "Гинга" модели P1Y2-S, также получавшие наклонное
вооружение из пары 20-мм пушек или одной 30-мм Тип 5. Часть таких машин несли
даже две 20-мм и одну 30-мм пушку, что делало их залп рекордно мощным.
Не остался без внимания Кодзоно и скоростной палубный разведчик С6N1 "Сайюн"
фирмы Накадзима. Несколько разведчиков этого типа поступило на вооружение 302 Ku.
в начале 1945 года. Эта машина обладала очень высокой скоростью, значительно
превосходившей даже истребители. Ко всему прочему с подвесным баком "Сайюн" мог
преодолеть свыше 5 тыс км. На первых порах "Сайюны" 302-го кокутай
использовались по своему прямому назначению. Отсутствие сплошного
радиолокационного поля в японской ПВО делало дальнюю воздушную разведку
архиважной для эффективной обороны. "Сайюны" часами барражировали на дальних
подходах к сектору обороны японской столицы, которую прикрывал 302 Ku. Высокая
скорость позволяла экипажам разведчика делать это, практически не опасаясь
перехвата.
К весне 1945 года, однако, потери в авиатехнике части, даже не смотря на то, что
она была укомплектована опытными летчиками-ветеранами, начали стремительно
расти. Японская промышленность, близкая к коллапсу, уже не успевала восполнять
их. Именно к весне 1945 года относятся первые упоминания о переделке палубных
разведчиков C6N1 в перехватчик. В апреле 1945 года на трех имевшихся в части
разведчиках провели необходимые переделки. В средней части самолета, на месте
штурмана расположили две 20-мм пушки Тип 99 Модель 1, под углом 65 градусов. В
верхней части фонаря были сделаны специальные вырезы. Стволы пушек не выступали
за габариты кабины, поэтому внешне истребительная версия машины не отличалась от
базовой. Пушки располагались бок о бок. Причем левая устанавливалась чуть выше
правой для удобства доступа к барабанным магазинам емкостью по 60 патронов.
Штурман из средней кабины пересел на место стрелка, откуда имел возможность
прицеливаться из орудий. Задний 7.92-мм пулемет Тип 1, по-видимому, был
сохранен. Модернизация была успешно выполнена силами технического персонала
части. Машина получила обозначение Saiun 11-gata Kaizō yasen, то есть, дословно,
"Сайюн", модернизированный в ночной истребитель. Обозначение, принятое в
авиационной литературе сегодня C6N1-S, официально во время войны никогда не
использовалось. Позднее, подобным образом были модернизированы еще два "Сайюна",
получившие вместо пушек Тип 99 модель 1, более мощные Модель 2.
В ходе летных испытаний выяснилось, что, несмотря на недостаточный потолок и
скороподъемность, самолет обладал неплохими летными характеристиками. Летом 1945
года еще еще один разведчик, попавший на вооружение 302-го Ku., вместо пары
20-мм пушек получил одну 30-мм Тип 5. Обозначение модификации сохранилось.
Общее количество переделанных в перехватчики "Сайюнов", таким образом,
составляло лишь 6 штук, хотя возможно и наличие подобных переделок и в других
частях.
Хроники завершающих боев 2-й Мировой войны зафиксировали лишь единственный
случай боевого применения перехватчика "Сайюн" в ночь с 1 на 2 августа 1945
года. Тогда единственный C6N1-S с 30-мм пушкой Тип 5 из 3-его хикотай
(эскадрильи) 302-го Ku., пилотируемый тюи (лейтенантом) Хироси Ясудой и
наблюдателем Таро Фукудой атаковал одиночный В-29. "Sayun" сделал десять заходов
на В-29, полностью израсходовал боекомплект 30-мм пушки. По возвращении на базу,
Ясуда доложил о "вероятно сбитом" В-29. Потерь у американцев в эту ночь среди
В-29 не зафиксировано.
Надо отметить, что перехватчики C6N1-S оставались самыми скоростными "ночниками"
не только во флотской, но и в армейской авиации. Основным недостатком, не
позволившим самолету успешно противостоять главной угрозе - американским
бомбардировщикам В-29. стали отсутствие бортовой РЛС и небольшой потолок. Для
устранения этих недостатков необходимо было уменьшить массу самолета и увеличить
высотность двигателя.
Изготовление ночного истребителя с улучшенными высотными характеристиками было
поручено фирме Nakajima. Решить проблему высотности предполагалось установкой
нового двигателя с турбокомпрессором. Работа эта проводилась одновременно по
нескольким направлениям. В первом случае на самолет установили двигатель
Nakajima NK9K-L Homare 24-Ru, снабженный турбокомпрессором Hitachi Model 92,
размещенным в нижней части мотоотсека. Двигатель комплектовался четырехлопастным
винтом VDM С6 Р10. Самолет получил обозначение C6N2 Model 12. Главным внешним
отличием новой машины от Модели 11 являлся дополнительный воздухозаборник,
осуществлявший подачу воздуха к турбокомпрессору.
Постройку первого экземпляра C6N2 закончили в феврале 1945 года Испытания
самолета проходили на авиабазе Мисава до июля 1945 года В ходе испытаний машина
показала максимальную скорость в 639 км/ч. Потолок увеличился с 8500 до 12 500
метров. Хотя полученные результаты подтвердили расчеты конструкторов, самолет в
серию не пошел. Причиной этого послужила ненадежная работа турбокомпрессора и
двигателя.
Вторым вариантом высотного ночного истребителя стал C6N3 KAI 1. На самолете
установили улучшенный двигатель Nakajima Homare 24 и новый турбокомпрессор.
Работа над истребителем прервалась с окончанием войны.
На настоящее время единственный сохранившийся до наших дней "Сайюн", который
ждет реставрации в запасниках музея Пола Гарбера, относится именно к
истребительной модификации из бывшего 302-го кокутай.
(c) Евгений Аранов