В середине 30-х годов
французское правительство инициировало широкомасштабную программу
разработки новых боевых самолетов всех основных классов. Главенствующее
место в ней занимали машины категории С1 - одноместные истребители. К
1939 г. были разработаны и приняты на вооружение самолеты "Моран-Солнье"
MS.406C1, "Девуатин" D.520C1, "Марсель Блох" МВ.151С1. Все они были, так
сказать, "стандартными" истребителями-монопланами с двигателями
мощностью 860 - 1000 л.с. и смешанным пушечно-пулеметным вооружением. Но
наряду с ними, хотя и в значительно меньшем количестве, был построен
легкий истребитель "Кодрон" CR.714C1.
В начале 30-х гг. прошлого
века и авиаконструкторам, и военным становилось все более очевидным, что
истребители-бипланы исчерпывают свои возможности и должны уступить место
монопланам. В то же время, свободнонесущее крыло и механизм уборки шасси
значительно увеличивали полетный вес, что приводило либо к сокращению
количества вооружения и боезапаса, либо уменьшению времени, а значит и
дальности полета из-за ограничения объема топливных баков. Не случайно
первые европейские истребители с убирающимися шасси Мессершмитт Bf 109В
и И-16 (тип 10 и 17) могли находиться в воздухе не более 45 минут, или
вдвое меньше, чем традиционные бипланы.
Перед авиаконструкторами
всего мира встала альтернатива: или идти на неизбежное увеличение
полетного веса и установку более мощных двигателей, или искать пути
создания легкого истребителя. Предполагалось, что за счет высокой
удельной мощности легкая машина будет обладать высокими
летно-тактическими характеристиками.
Попытки создать такой
самолет предпринимались в разных странах. В нашем журнале уже
рассказывалось об американском истребителе Кертисс-Райт CW-21, "выросшем"
из именно такой легкой машины. На европейском континенте наиболее
масштабной стала германская программа создания "истребителя защиты дома"
- легкого и простого самолета для возрождающихся люфтваффе. Созданный в
её рамках моноплан Фокке-Вульф Fw 56 "Штоссер" строился в значительных
количествах (до 1940 г. выпущено около 1000 машин) и даже
экспортировался в Австрию и Венгрию. Но слабость двигателя Аргус As 10
мощностью всего 240 л.с. и вооружения (один 7,92-мм пулемет) не
позволяли рассчитывать на успешное его применение в бою - "Штоссер"
служил исключительно как учебный.
Весьма удачный легкий
истребитель VEF 1-16 был создан в предвоенные годы в Латвии. Это была
машина с чехословацким двигателем Вальтер "Сагитта" I-SR мощностью 455
л.с. и парой немецких 7,92-мм пулеметов MG 15. Самолет с не убирающимся,
но закрытым обтекателями шасси и предельно обжатыми размерами развивал
скорость 485 км/ч. Но до присоединения Латвии к СССР успели построить
всего два прототипа.
Во Франции в 1936 г. был
объявлен конкурс на создание легкого истребителя деревянной конструкции
- последнее требование обуславливалось желанием получить боевой самолет,
построенный из материалов менее дефицитных, чем легкие сплавы. На
конкурс представили свои эскизные проекты три фирмы - "Арсенал" (VG.30),
"Марсель Блох" (МВ.700) и "Кодрон" (С.710). Самолет должен был дополнить
"основной" истребитель, разрабатываемый ещё с 1934 г. К легкой машине
предъявлялись следующие требования:
- максимальная скорость
- не менее 450 км/ч на высоте 4000 м;
- продолжительность
полета -2,5 часа с крейсерской скоростью 320 км/ч;
- время набора высоты
4000 м -6 мин, 8000 м - 15 мин, 10000 м -19 мин;
- по возможности
наиболее мощное вооружение;
- простота конструкции,
обеспечивающая быстрый запуск в производство на непрофильных
предприятиях.
Главный конструктор фирмы
"Кодрон" Марсель Риффар, известный созданием серии удачных спортивных и
рекордных монопланов, за основу для своего истребителя взял только что
созданный и вышедший на испытания в начале 1936 г. учебный самолет С.690
-изящный низкоплан с неубираю-щимся шасси, закрытой кабиной и
6-цилиндровым двигателем "Рено" 6Q-03 мощностью 220 л.с. Естественно,
для истребителя, даже легкого, такая мощность была маловатой. Поэтому
выбрали мотор той же фирмы, но 12-цилиндровый -"Рено" 12R-01 (V-образный
перевернутый), развивавший мощность 450 л.с. на высотах 4000 - 5000 м в
комплекте с трехлопастным винтом изменяемого шага "Ратье". Шасси, как и
на С.690, поначалу было неубирающимся. Вооружение на прототип не
устанавливалось, но проектом было предусмотрено применение двух 20-мм
пушек "Испано-Сьюиза" с боекомплектом по 60 патронов.
Прототип истребителя,
получивший обозначение С.710 (серийный номер 01, заводской -
7536) подготовили очень быстро - уже 10 июля 1936 г. его постройка
завершилась, а 18-го числа машина впервые поднялась в воздух с
заводского аэродрома Гийянкур, пилотируемая Раймодом Дельмоттом.
Испытания шли успешно -
удалось развить максимальную скорость 460 км/ч, но с самого начала было
ясно, что в серию С.710 не пойдет: заказчик поднял требования по
максимальной скорости до 500 км/ч, а для достижения таких параметров
следовало сделать шасси убираемым.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
CR.710 |
Размах крыла, м |
8.97 |
Длина, м |
8.53 |
Высота, м |
2.47 |
Площадь крыла, м2 |
12.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1243 |
нормальная взлетная |
1646 |
Тип двигателя |
1 ПД Renault 12R-01 |
Мощность, л.с. |
1 х 450 |
Максимальная скорость , км/ч |
460 |
Крейсерская скорость , км/ч |
310 |
Практическая дальность, км |
552 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
9100 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки HS-9 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|