В конце 1930-х гг. Итальянские Королевские ВВС все ещё не могли определиться
с выбором основного типа истребителя. Более предпочтительными были
истребители-монопланы обладающие высокой скоростью, но бипланы, неплохо себя
показавшие в ходе гражданской войны в Испании, имели лучшую маневренность и
управляемость. Поэтому в 1936 году в рамках переоснащения Regia Aeronatica на
новую авиатехнику Министерство Авиации выдало спецификацию на поставку
истребителей нового поколения.
Конкурс на истребитель-перехватчик наземного базирования (Caccia Intercettore
Terrestre), рассматривавший проекты истребителей на переоснащение Regia
Aeronautica согласно программе R, был разделен на две группы:
-
к первой группе относились истребители-бипланы, представленные проектами Fiat
CR.42 и Caproni Ca.165, предназначенными для замены машин, выпущенных в
предыдущем десятилетии, таких как Fiat CR.20, CR.32;
-
ко второй - проекты истребителей-монопланов AUSA AUT 18, IMAM Ro.51, Fiat G.50,
Macchi M.C.200, Caproni Vizzola F.5 и Reggiane Re.2000.
Две различные конфигурации были оценены в двух отличительных однородных группах
со сравнительными испытаниями, проводившимися чередовавшимися на различных
моделях несколькими летчиками-испытателями. Как обычно, это проводилось с целью
проверки характеристик и нахождения соотношений между ними.
Конкурс среди первой группы был наиболее жестким, поскольку требовалось получить
наиболее скоростной истребитель с высокими пилотажными характеристиками.
Даже если из продукции Caproni известны только трехдвигательные тяжелые
бомбардировщики хотелось бы напомнить, что у этого концерна давняя история с
истребителями, начавшаяся в 1914 году созданием первого в мире
перехватчика-моноплана с одним пулеметом - Caproni Са.20. Это был новаторский
для своего времени проект, но, к сожалению, не имевший продолжения так же как и
почти все истребители, предложенные концерном в ближайшие десятилетия.
Концерн Caproni для победы в конкурсе выставил биплан, созданный в Талиедо, и
монопланы, созданные в Виццола-Тичино (Caproni Vizzola F.5) и Реджио-Эмилия (Reggiane
Re.2000). Проект биплана был доверен Раффаеле Конфленти (Raffaele Conflenti),
принятого на работу в Caproni после ухода с Cantieri Riuniti dell'Adriatico (CRDA).
Разработанный проект, использовавший основные узлы биплана-разведчика Са.134,
представлял собой смешанную конструкцию с двигателем Isotta Fraschini (данная
фирма была приобретена концерном Caproni в 1932 году), находящимся в
экспериментальной стадии развития. Хотя конструкция крыльев была почти идентична
Са.134, верхнее крыло не имело выноса, что потребовало введения другой схемы
стоек и расчалок. N-образные стойки разведчика заменили на истребителе
одиночными I-образными в обтекателях.
Ca.165 имел смешанную конструкцию. Фюзеляж был выполнен в стали с обшивкой из
легких сплавов, а крылья были деревянными с полотняной обшивкой. Хвостовое
оперение также было металлическим и покрывалось полотном.
Благодаря закрытой кабине, Ca.165 имел узкий фюзеляж. Шасси были неубирающимися
с установленными на колеса обтекателями. Уникальной особенностью Ca.165 был
выдвижной радиатор, который пилот мог развернуть для достижения его оптимального
режима работы или убрать в зависимости от условий полета: полностью открытый при
наборе высоты или закрытый в горизонтальном полете и пикировании. Этим он был
похож на Morane-Saulnier M.S.406. При раскрытии радиатор значительно увеличивал
лобовое сопротивление самолета, но улучшал рабочие характеристики и надежность
работы двигателя.
На истребитель был установлен 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения
Isotta Fraschini L121 RC.40 мощностью 900 л.с. и трехлопастным винтом Alfa Romeo
с электрическим управлением шагом.
Прототип был впервые поднят в небо 16 февраля 1938 года летчиком Артуро Феррарин
(Arturo Ferrarin) - на несколько месяце раньше своего соперника по конкурсу
CR.42. После заводских испытание, истребитель был передан в Экспериментальный
центр в Гуидонии, где он был испытан как и многие другие истребители, переданные
для оценки. Сравнительные испытания Ca.165 и CR.42 проводились чередовавшимися
на различных моделях несколькими летчиками-испытателями. Как обычно, это
делалось с целью проверки характеристик и нахождения соотношений между ними.
Ca.165 имел сопоставимые с CR.42 полезную нагрузку (570 кг против 575 кг) и
идентичное вооружение (2×12,7-мм пулемета Breda-SAFAT), но он был на 200 кг
тяжелее с меньшей площадью крыльев, дававшей большую удельную нагрузку на крыло
(113 кг/м² против 99 кг/м² у CR.42). Все это вместе с менее эффективными
средствами управления делало Ca.165 менее маневренным. Несмотря на эти
недостатки, Ca.165 имел меньшую минимальную скорость (114 км/ч против 122 км/ч),
позволявшую выполнять более короткий взлет и иметь лучшие характеристики на
малых скоростях.
Ca.165 имел очень тонкий и маленький фюзеляж, но был тяжелее, чем CR.42, что
связано, вероятно, с различными двигателями и конструкцией. Caproni не был
"вращающимся истребителем", но, учитывая ограничения бипланов, был больше
"энерговооруженным истребителем" с более выраженным возможностями в скорости,
чем маневренности (как это было подчеркнуто летчиками-испытателями).
В ходе испытаний выдвижной радиатор был заменен на неубирающийся туннельный.
Также Ca.165 получил расширенные поверхности хвостового оперения и опущенную
хвостовую часть фюзеляжа для установки фонаря кабины с обзором в 360°.
В учебных боях Ca.165 превзошел CR.42, благодаря превосходной аэродинамики и
мощности. Несмотря на это, самолет был оценен ниже CR.42, который был более
маневренным и использовал серийную надежную силовую установку, тогда как на
Капрони стоял экспериментальный двигатель, обладавший низкой надежностью. Тем не
менее, Ca.165 был объявлен "победителем" в учебных боях, генерал Валле 2
сентября 1939 года сделал заказ на 12 машин. Этот заказ был отменен 11 октября
1939 года но благодаря интригам Caproni получила заказ на другие 12 истребителей
Caproni-Vizzola F.5.
В концерне Caproni попробовали другие способы улучшения этого мощного биплана:
сначала планировалась установка радиального двигателя P.XI мощностью 1000 л.с.
(такого же, как на Reggiane Re.2000), затем двигателя с жидкостным охлаждением
Isotta Fraschini L.170 мощностью 1000 л.с. и переработанный проект Ca.173 с
полуторапланным крылом. Ни одно из этих предложений не было успешными или, по
крайней мере, достаточным, чтобы возбудить интерес Regia Aeronautica - они не
вышли из стадии чертежей. В любом случае, оба этих двигателя были еще
недостаточно надежными и поэтому они не были приняты в больших количествах
итальянскими ВВС.
Для решения вопросов уменьшения стоимости и ограниченной маневренности был
спроектирован другой вариант истребителя Са.165. Эта версия была построена из
нестратегических материалов (главным образом из стали и древесины), что могло бы
быть преимуществом в войне с точки зрения нагрузки на сырьевую промышленность.
Несмотря на то, что Са.165 считался победителем в учебных боях, он проиграл при
окончательной оценке вариантов. Видимо, тест-пилотам Ca.165 удалось превзойти
Falco, но сам самолет был им неприятен.
Regia Aeronautica остановила свой выбор на CR.42. Суть выбора была в том, что он
использовал двигатель, стоявший на ряде массовых итальянских машин
(SIAI-Marchettti SM.79, Macchi MC.200, Fiat G.50). Не в последнюю очередь на
выбор повлиял тот факт, что стоимость производства Са.165 была в два раза выше
стоимости производства Falco. Все это гарантировало истребителю Fiat и контракты
на поставку.
В ретроспективе следует сказать, что высокая скорость была более современной
концепцией для истребителей нового поколения (особенно для перехвата скоростных
бомбардировщиков, таких как Bristol Blenheim, которые часто оказывались слишком
быстрыми для Falco), но в генштабе ВВС были уверены, что характеристики CR.42
давали ему превосходство над противником.
Однако не обошлось без подковерной борьбы, столь частой в итальянском авиапроме.
Ca.165 был объявлен "победителем" в учебных боях и генерал Валле 2 сентября 1939
года сделал заказ на 12 машин. Этот заказ был отменен 11 октября 1939 года, но
благодаря интригам Caproni получила заказ на другие 12 истребителей
Caproni-Vizzola F.5. Были также попытки переговоров по организации лицензионного
производства в Бельгии, Болгарии и Венгрии, окончившиеся безрезультатно.
Таким образом, Ca.165 был произведен только в одном прототипе и так исчез из
истории, тогда как его оппонент Fiat CR.42, ставшим, несмотря на его моральную
устарелость, самым массовым итальянским истребителем: до 1944 было построено
свыше 1800 машин.
Техническое описание
Caproni Ca.165 - одноместный одномоторный истребитель смешанной конструкции с
неубирающимися шасси.
Фюзеляж имеет металлическую конструкцию с обшивкой из панелей легкого сплава и
включает в свой состав кабину пилота полностью закрывающуюся фонарем.
Хвостовое оперение однокилевое металлическое, отклоняемые поверхности покрыты
полоном.
Крылья самолета деревянные, собраны в бипланную коробку, консоли нижнего крыла
закреплены на нижней части фюзеляжа. Два крыла соединены между собой
вертикальными I-образными стойками и системой металлических стяжек. Верхнее
крыло соединяется с фюзеляжем с помощью центрального трубчатого каркаса. Вынос
верхнего крыла, расположенного на небольшом расстоянии от фюзеляжа, относительно
нижнего крыла минимален. Отклоняемые поверхности покрыты полоном.
Шасси с двумя основными стойками с амортизаций и задним колесом, заключенными в
обтекатели.
Силовая установка представлена 12-цилиндровым двигателем водяного охлаждения
Isotta Fraschini Asso XI RC.40 мощностью 900 л.с.. Двигатель оснащен
трехлопастным металлическим винтом.
Вооружение состоит из двух 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT, расположенных у нижней
части двигателя.