Ca.331 Raffica - многоцелевой истребитель, разработанный итальянской
фирмой Caproni Aeronautica Bergamasca. Работы над
самолетом были начаты в 1939 году
конструктором Цезаре Паллавичино.
Первый прототип самолета (MM.427) был готов
к лету 1940 года. Его первый полет
состоялся 31 августа этого же года.
Самолет был изготовлен в варианте
четырехместного легкого
разведывательного бомбардировщика (эта
версия получила обозначение Ca.331A) с обтекаемым прозрачным носом по типу "Хейнкеля" Не 111.
Вооружение новейшего "Капрони" состояло из трех крупнокалиберных пулеметов SAFAT, двух в корне крыла и одного на верхней турели, а
также - одного 7,7-мм пулемета в нижнем выдвижном гнезде. Бомбовая нагрузка - до 1000 кг..
Весной 1941 года самолет был был передан
на войсковые испытания на которых он
показал высокие летные и боевые
характеристики. Однако Regia Aeronautica
отказались от серийного выпуска машины,
мотивирую это тем, что "самолет имеет
слишком необычную конструкцию". Кроме
"необычной" конструкции самолет
имел еще один большой недостаток в
глазах руководства Regia Aeronautica - он
использовал очень много дюралевых
элементов, а дюралюминий поставлялся в
основном из Германии.
Самолет был
возвращен на завод фирмы Caproni, а затем
передан в испытательный центр Люфтваффе
в Рейхлине. Люфтваффе высоко оценила
летные качества самолета и планировала
заказать 1000 экземпляров в учебно-боевом
варианте с двойным управлением под
обозначением Ca.331G .
После первого
прототипа самолета по заказу Regia Aeronautica
был построен второй прототип самолета (MM.428)
в версии ночного истребителя с двигателями
Delta RC.40 по 825 л.с, со ступенчатой кабиной,
носовой батареей из шести SAFATOB и оборонительным вооружением из двух таких же стволов на верхней и нижней установках. .
Эта версия
имела обозначение Ca.331B. После начала
налетов авиации союзников в 1942 году Regia
Aeronautica планировала заказать 1000 серийных
Ca.331B. Но этот заказ остался только на
бумаге. На практике же был построен лишь
еще один прототип.
Первый прототип Ca.331B
был испытан с полным вооружением лишь в
августе 1943 года. Самолет планировалось
использовать и как истребитель-бомбардировщик.
Для этих целей на на самолет был создан бомбоотсек в котором могли разместиться
бомбы общим весом до 1000 кг. Как вариант,
при пустом бомбоотсеке Ca.331B мог нести
одну 500 килограммовую бомбу и подвесной
бак емкостью 616 литров.
В металле воплотились лишь два прототипа, оказавшиеся у немцев после оккупации севера Италии. Двухмоторные истребители испытывались с различными комплектами
наступательного вооружения. Са.331 В летали с парой 12,7-мм пулеметов и четырьмя 20-мм пушками Mauser или с шестью пушками Ikaria того же калибра в специальном подфюзеляжном
контейнере.
Планировалось
так же создать штурмовую версию с 37-мм
пушкой и двигателями FIAT RA-1050 RC.58 "Tifone"
(лицензионная версия немецкого Daimler-Benz DB
605A-1) и бомбардировщик с фугасом весом в тонну. Вместо боеприпасов на внутренней подвеске мог
находиться дополнительный 516-литровый бензобак. Под крылом крепились две 100-кг бомбы или топливные баки.
Планировалось, что максимальная
скорость этого самолета составит 644 км/ч.
В момент капитуляции Италии работы по
изготовлению самолетов на заводах Caproni
Bergamaschi в Понте Сан Петро шли полным ходом,
для хранения готовых частей самолета
был арендован даже целый стадион.
Готовые прототипы самолета были
вывезены в Германию, где их след
потерялся.
Техническое описание
Ca.331B ночной истребитель; цельнометаллический двухмоторный трехместный
низкоплан с крылом "обратная чайка".
Фюзеляж монокок с работающей обшивкой.
Металлическое кессонное крыло переменного профиля с работающей обшивкой.
Шасси убираюшиеся поворотом назад в мотогондолы двигателей с ручным управлением
электрической или механической аварийных систем.
Хвостовое колесо поворотное, убирающееся.
Хвостовое оперение двухкилевое цельнометаллическое.
Кабины пилота и стрелка-радиста бронированные, самолет оснащен приемо-передающим
радиооборудованием.
Стандартное приборное оборудование для определения параметров полета и
управления двигателями.
Топливные баки: два основных в крыле и два дополнительных в фюзеляже.
Двигатели с металлическими трехлопастными винтами Piaggio с шагом, изменяемым в
полете.
Вооружение состояло из 6 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT: 4 в носовой части и по
одному в корневых частях консолей крыла с боезапасом 350 патронов на ствол.
Оборонительный 12.7-мм Breda-SAFAT пулемет для защиты хвоста в турели
Caproni-Lanciani Delta с боезапасом 500 патронов.
Фюзеляжный отсек для дополнительного бака или бомб, четыре пилона для внешних
грузов.