Потерпев неудачу с истребителем Ni.161, который создавался по спецификации
С.1 от 1934 года и проиграл в конкурсе MS.405, фирма Nieuport в скором времени
взялась за проектирование совершенно нового самолёта с высокими лётными
характеристиками. Как раз в 1936 году была выдана новая спецификация А23,
предусматривающая создание одноместного истребителя-моноплана со скоростью не
менее 500 км\ч на высоте 4000 метров. Полностью расставшись со старомодными
веяниями, которые сгубили Ni.161, фирма Nieuport предложила совершенно новый
самолёт низкопланной схемы с убираемым шасси и закрытой кабиной пилота.
Первоначально истребитель обозначили как LN.60, но такое обозначение уже было
присвоено летающей лодки и его переименовали в САО.200. Столь большая разница в
названиях объясняется тем, что в 1936 году фирма Nieuport вошла в состав
концерна Societe Nationale de Constructions Aeronautiques de l'Ouest (SNCAO). Модель истребителя САО.200 была впервые продемонстрирована на парижской
авиационной выставке в 1938 года и не вызвала особого ажиотажа. Хотя в самолёт
закладывались высокие ТТД к тому времени в серийное производство был запущен Messerschmitt Bf.109D - основной противник французов на ближайший год, а кроме
того со следующего года в массовых количествах стал поступать Bf.109E с
максимальной скоростью 570 км\ч и пушечным вооружением. Французским инженерам
пришлось доработать проект - в окончательном виде САО.200 получил 860-сильный
двигатель Hispano-Suiza 12Y-31, увеличенное по площади оперение и небольшие
шайбы на стабилизаторах. Прототип истребителя впервые поднялся в воздух 31 января 1939 года - на три
месяца позже чем его основной конкурент Dewoitine D.520. Испытания обоих опытных
образцов проходили сравнительно гладко и по основным параметрам они были
примерно равно, но для серийного производства выбрали именно D.520. Дело в том,
что пока прототипы проходили последние тесты, конструкторами фирмы Dewoitine
было предложено несколько улучшенных вариантов истребителя среди которых
выделялись D.550 развивавший максимальную скорость более 700 км\ч (правда
в специальной рекордной модификации) и его развитие D.551. В сентябре 1939 года ВВС Франции остановились на самолётах фирмы Dewoitine,
которыми предполагалось заменить только что принятые к серийному производству
D.520 и Bloch MB.152. Остальным конкурсантам попросту говоря не повезло и они
так и остались на уровне прототипов. Фирме Nieuport, тем не менее, был выдан
заказ на 12 предсерийных самолётов. По всей видимости ВВС не питали надежд на
быстрый ввод в строй перспективных истребителей и сочли необходимым принять на
вооружение САО.200 в качестве временной меры. Серийные самолёты в основном
отличались двигателем Hispano-Suiza 12Y-51 и некоторыми доработками в
конструкции, но на практике ни один из них выпущен не был. Причиной тому
послужила капитуляция Франции, после которой правительство Виши
отказалось финансировать многие второстепенные проекты. Судьба единственного образца САО.200 сложилась весьма оригинально. В мае 1940
года истребитель передали эскадрильи GC I/145 "Warsawa" в которой воевали
польские лётчики. Эта часть в начале года получила легкие истребители CR.714C.1
и на них же провела серию боёв с немцами сбив 8 (или 12) самолётов противника
при потере 12 своих истребителей. Что касается САО.200, то этот самолёт решили
использовать в боевых условиях не от хорошей жизни. По некоторым данным командир
эскадрильи GC I/145 (и одновременно
шеф-пилот SNCAO) M.Demazieres сбил на нем 5 мая 1940 года бомбардировщик Не-111. Судя по
всему это был первый и последний боевой вылет САО.200. Осенью того же года немцы
реквизировали прототип и вывезли в Германию для испытаний, после завершения
которых истребитель разобрали на металл.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
CAO.200 |
Размах крыла, м |
9.50 |
Длина, м |
8.90 |
Высота, м |
3.49 |
Площадь крыла, м2 |
13.30 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
2500 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano-Suiza 12Y-31 |
Мощность, л.с. |
1 х 860 |
Максимальная скорость , км/ч |
550 |
Крейсерская скорость , км/ч |
464 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Практический потолок, м |
11000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 20-мм пушка Hispano-Suiza
HS-404 два 7.5-мм пулемета MAC 1934 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|