В начале тридцатых годов наличие на внешнем рынке достаточно мощных радиальных двигателей побудило итальянское министерство авиации изучить возможности
установки некоторых из этих силовых установок на отечественных машинах. Гипотеза, согласно которой двигатели воздушного охлаждения имеют преимущества по
сравнению с рядными двигателями жидкостного охлаждения, имела под собой определенные основания. Однако позднее на основе полученного опыта было установлено, что
в обмен на улучшенную оперативную надежность, которая еще являлась предметом обсуждения, радиальные двигатели расплачивались повышенным лобовым сопротивлением.
Для подтверждения гипотезы концерн FIAT получил задание на разработку истребителя, который представлял собой вариант CR.30/CR.32, но оснащенный не рядным
двигателем A 30, а радиальным Bristol Mercury IV A развивавшим примерно такую же мощность (518 л.с. на высоте 4500 метров). В целях улучшения обзора Челестино
Розателли оснастил свой новый истребитель крылом типа «прямая чайка», которое оказалось полезным также и с аэродинамической точки зрения.
В 1933 году началось проектирование, а в первые месяцы 1934 года была завершена постройка прототипа CR.40 (номер военного регистра MM 202). Данный самолет стал
первым в серии истребителей конструкции Розателли, которые были оснащены радиальными двигателями.
Летные испытания, начатые капитаном Франческо Брак-Папа (Comandante Francesco Brach Papa) в конце марта, продолжались в течение нескольких месяцев.
В ходе испытаний было определено, что CR.40, разгонявшийся до 380 км/ч, был немного быстрее, чем CR.32. Однако его скороподъемность была хуже. Кроме того, еще
одним недостатком CR.40 по сравнению с его конкурентом с рядным двигателем была недостаточная устойчивость. К сожалению в 1935 году во время перелета CR.40
разбился.
Спустя год после первых полетов CR.40 со взлетной полосы аэродрома компании Aeronautica d’Italia в воздух поднялся его более успешный преемник – CR.40 bis.
Пилотировал самолет капитан Валентно Куз – летчик-испытатель компании.
Хотя новый самолет и был во многом схож с CR.40, от своего предшественника CR.40 bis отличался немного меньшим весом и примерно на 200 л.с. более мощным
двигателем A.59R. Данный двигатель представлял собой одно из первых усилий концерна FIAT, направленных на создание радиальных двигателей, и являлся
изготовленной по лицензии копией американского авиамотора Pratt & Whitney Hornet SDG. Несмотря на гораздо большую мощность, новый самолет оказался не очень
перспективным.
Тем не менее, CR.40 bis нашел себе применение: вплоть до 1937 года данный самолет был использован в качестве летающей лаборатории по отработке двигателей.
Техническое описание
На обоих крыльях самолета были установлены элероны. Силовой набор крыльев – лонжероны, нервюры и вспомогательные нервюры – были изготовлены из дюралюминия. В
качестве обшивки в основном было использовано полотно; исключение составляли переходные поверхности между фюзеляжем и консолями верхнего крыла, в которых
использовался листовой металл.
Конструкция задней части фюзеляжа, шасси и хвостового оперения была идентична конструкции CR. 32.
Силовая установка опытного истребителя CR.40 состояла из одного девятицилиндрового радиального двигателя воздушного охлаждения Alfa Romeo Mercury IV A (лицензия
компании Bristol), развивавшего на высоте 4500 метров 518 л.с. и вращавшего двухлопастный винт FIAT.
Силовая установка опытного истребителя CR.40 bis состояла из одного девятицилиндрового радиального двигателя воздушного охлаждения FIAT A59R, 9 (лицензия
компании Pratt & Whitney), развивавшего на высоте 2000 метров 700 л.с..
Вооружение самолета состояло из двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT с боезапасом по 600 патронов на ствол.