После боев в испанском небе стало ясно, что бипланы уже спели свои "главные партии" на театре военных действий.
Истребители-полуторапланы "Фиат" CR.32, чей архаичный внешний вид ассоциировался с боевыми аппаратами времен первой мировой войны, во многом уступали республиканским И-16, не
смогли справиться с бомбардировщиками СБ-2 и ни в какое сравнение не шли с монопланами Meccepшмитт Bf.l09 и "Фиат"
G.50. Уже тогда, во время гражданской войны в Испании, устаревшие истребители (кроме CR.32 это
были и самолеты IМАМ-Ромео) из "Авиасьон дель Терцио", итальянского авиакорпуса во франкистских ВВС, начали переводить в разряд вспомогательных машин, легких бомбардировщиков,
штурмовиков, разведчиков, ночных истребителей.
Тем не менее, сотрудники КБ фирмы Аэронаутика ди Италия (в составе концерна Фиат) под руководством Челестино Розателли продолжали "раскручивать" когда-то удачно начатую тему
CR.32-m. Это объясняется отнюдь не ретроградством командования ВВС, чиновников из министерства авиации или самого сеньора Розателли.
Залогом победы в воздушном бою в равной степени являются скорость и маневренность истребителя. Поскольку во второй половине 30-х годов мало кому удавалось "скрестить" эти качества
в одной машине, во многих странах направления скоростных монопланов и маневренных бипланов развивались параллельно.
В 1935 г. на испытания вышел "Фиат" CR.33, усовершенствованный вариант СR.32 с 690-сильным двигателем водяного охлаждения "Фиат" А
33R С35, снабженным трехлопастным винтом и нагнетателем. Вооружение состояло из двух пулеметов калибра 12,7 мм в капоте, пары 7,7-мм в
нижнем крыле и 12 двухкилограммовых противопехотных бомб на внутренней подвеске. Самолет мог разгоняться до 422 км/ ч. Одновременно с тремя прототипами CR.33
испытывался "Фиат" CR.40, совершивший первый полет в марте 34-го. От предшественника его отличало верхнее крыло
типа "чайка", в корне которого размещались синхронизированные 12,7-мм пулеметы. Разработчики не пошли дальше в стремлении облагородить аэродинамику самолета и не снабдили его
убирающимся шасси, боясь слишком усложнить и перетяжелить конструкцию. Двигатель воздушного охлаждения Бристоль "Меркурий" IV (550 л.с), выпускавшийся по лицензии фирмой Альфа
Ромео, и двухлопастный винт позволяли развивать скорость не более 377 км/ч. Следующий экспериментальный истребитель СР.40бис, облетанный также в 1934 г., со "звездой" мотора "Фиат"
А 59R (лицензионный Пратт-Уитни "Хорнет" мощностью 690 л.с. на высоте 2000 м) показал максимальную скорость 388 км/ч.
30 марта 1935 г. в воздух поднялся "Фиат" CR.41. Хотя в его конструкции сохранился изгиб в основании верхних плоскостей, самолет
сильно выделялся из ряда прототипов увеличенной площадью крыльев и оперения и габаритами двухрядного 14-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения Гном-Рон
14Kfz "Мистраль Мажор" в 730 л.с. Опытная машина летала как с двухлопастным, так и с трехлопастным винтом изменяемого шага. Калибр вооружения
увеличивали в ходе испытаний. Вместо двух пар пулеметов по 12,7 мм и 7,7 мм устанавливали четыре 12,7мм или две синхронизированные пушки калибра 20 мм. Наибольшая скорость
истребителя CR.41 равнялась 405 км/ч.
Несмотря на все ухищрения, данные экспериментальных самолетов намного отставали от требований военных. Поэтому сотрудники фирмы Аэронаутика ди Италия в инициативном порядке
провели еще одну коренную модернизацию истребителя-полутораплана, а фактически создали новый самолет. 23 мая 1938 г. в Валентине Куз под Турином состоялся первый полет серебристой
машины без опознавательных знаков и номеров. Это был прототип истребителя Фиат CR.42, оснащенный 14-цилиндровым двухрядным двигателем
воздушного охлаждения Фиат А 74R1 С38 (мощность 840 л.с.) в тесно пригнанном кольцевом обтекателе.
Машина, подобно многим изделиям итальянской авиапромышленности, отличалась изяществом. Конструкторы отказались от "чайки" верхнего крыла. Полуторапланная "коробка" имела с
каждой стороны по две пары подкосов, крайние из которых - с ленточными расчалками. Верхняя плоскость с неглубокой выемкой по задней кромке (для улучшения обзора из кабины)
крепилась к фюзеляжу N-образными стойками, на "кабане", с небольшим выносом относительно нижней. Крылья разъемной конструкции состояли
из полых (с перфорацией для снижения веса) лонжеронов и нервюр прямоугольного сечения в полотняной обшивке. Верхнее крыло несло элероны.
Овальный в сечении фюзеляж имел каркас из стальных труб и дюралюминиевую обшивку на всей поверхности, за исключением секции между кабиной и оперением (боковые проемы закрыли
полотном для экономии веса). С каждой стороны фюзеляжа находилось по одному масляному радиатору двигателя. Их охлаждение осуществлялось через воздухозаборники в корневых частях
нижнего крыла. Свободнонесущие киль и стабилизатор были цельнометаллическими. Дюралевый каркас рулей нес полотняную обшивку. Неубирающееся консольно-подкосное шасси крепилось к
лонжеронам нижнего крыла. На основные стойки надевались "штаны", на колеса - каплевидные обтекатели. Шасси оснащалось масляными амортизаторами и пневматическими тормозами.Первые
итальянские истребители-монопланы намного обогнали CR.42 в появлении на свет. Опытный "Фиат" G.50
поднялся в воздух 26 февраля 1937 г. Прототип "Макки" С.200 совершил первый полет 24 декабря того же года. Однако министерство авиации Италии отдало предпочтение
"Фиату" - полутораплану, хотя он в отличие от более прогрессивных машин не входил в госзаказ. О главной причине такого выбора говорилось выше. Сыграли свою роль и захватнические
планы Муссолини (ведь CR.42 как нельзя лучше подходил для войны со слабым противником на юге Европы и в Африке), и сочетание
относительной дешевизны с простотой производства, и мнение летчиков (новый истребитель унаследовал у "тридцать второго" легкость управления и отличные пилотажные качества). Поэтому
в начале лета 1938т. был заключен контракт на 200 экземпляров CR.42, а уже после - на 99 С.200 и 45 G.50.
Выполнение первого заказа на истребитель CR.42, получивший довольно банальное имя "Фалько" ("ястреб"), началось в феврале 1939 г.
на заводе Фиат. Головные машины серии имели в отличие от прототипа неубираемое хвостовое колесо большего диаметра. В мае 39-го первые CR.42
поступили в 53-й Стормо, расквартированный в Каселле, неподалеку от завода-изготовителя.
Следует сказать о структуре ВВС Италии в то время. Самым крупным соединением являлось стормо (в дословном переводе - стая) полк из двух группо (авиагрупп, дивизионов). Группу
образовывали три эскадрильи, в каждой из которых по штату полагалось 12 самолетов. Таким образом, итальянский авиаполк имел нормальную численность в 72 машины.
Первоначально "фиаты" выпускались с наислабейшим вооружением из двух пулеметов, одного -
крупнокалиберного BREDA SAFAT (12,7 мм) и
второго калибром 7,7 мм, расположенных под капотом двигателя. Следующий вариант истребителя CR.42bis нес уже пару крупнокалиберных пулеметов. На 163-х "Фалько", успевших до этого
поступить в войска, также заменили стволы винтовочного калибра.
Установка еще двух пулеметов в корне нижнего крыла была вызвана необходимостью хоть как-то увеличить суммарный залп истребителя. Дооснащение "сорок вторых" велось на сборочных
линиях и непосредственно в частях. С вооружением из четырех SAFATOB выпускались и CR.42,
имевшие заводской шифр "ter". Они предназначались, кроме прочего, для поддержки войск на поле боя.
"Фиат" модифицировали неоднократно, приспосабливая быстро устаревающий истребитель к иным формам боевого применения.
Специально для действий в африканской пустыне строился истребитель-бомбардировщик и штурмовик "Фиат" CR.42AS. Он отличался не
только тропическим противопылевым фильтром на воздухозаборнике карбюратора. Помимо четырех 12,7-мм пулеметов, в состав его вооружения входили две стокилограммовые бомбы под нижним
крылом (его лонжероны усилили). Те же узлы подвески использовались для 100-литровых топливных баков. Бортовое оборудование дополняла радиостанция увеличенного диапазона. Не
оставили без внимания и бронирование кабины.
Для отражения ночных налетов английской авиации на индустриальные центры Италии предназначался перехватчик CR.42CN, обычный "Фалько"
с пламегасителями на выхлопных патрубках и прожекторами на внешней подвеске. Электричество вырабатывал генератор с крыльчаткой, установленный на верхнем крыле.
"Фиат" с дополнительными топливными баками и навигационным оборудованием становился дальним истребителем CR.42 "Эгео", способным
охранять бомбардировщики и торпедоносцы над Средиземным морем.
Поплавковый ICR.42, построенный в одном экземпляре в 1940 г., мог прийти на смену отслужившему гидроистребителю
IMAM Ro.44 (катапультному и берегового базирования), к началу войны задержавшемуся на вооружении только в 161-й эскадрилье морских
истребителей в Леро на Эгейском море.
В марте 1941 г. на испытания вышел экспериментальный CR.42DB. Пытаясь "осовременить" машину, на "Фиат" установили 1010-сильный
двигатель водяного охлаждения Даймлер-Бенц DB 601Е. Максимальная скорость достигла 520 км/ч, что было, пожалуй, пределом для самолетов
бипланной схемы. Дальше дело не двинулось - "даймлеры" предназначались лишь для новых типов истребителей.
Серийное производство и работы по модернизации "Фиата" окончательно завершились только летом 1944 г. Всего с учетом прототипов, экспериментальных образцов и машин,
предназначенных для экспорта, было выпущено 1782 самолета CR.42 (это максимальное количество, приводимое историками, по другим
сведениям построили несколько меньше, 1 710 экземпляров).
Первыми "Ястребами", вступившими в бой, были не "итальянцы". В январе 1940-го 34 машины этого типа приобрело правительство Бельгии, вооружив ими две эскадрильи. А уже в мае
итальянские истребители с бельгийскими кокардами на крыльях вступили в схватку с превосходящими силами люфтваффе. После оккупации Бельгии чудом уцелевшие "Фиаты" перелетели во
Францию, влившись в части, прикрывавшие предместья Парижа.
Почти одновременно с Бельгией закупку "сорок вторых" произвела Швеция, присвоившая им обозначение J.11 . 72 истребителя, оснащенных моторами местной фирмы Нохаб (английский
лицензионный Бристоль "Меркюри"), летали еще в послевоенные годы.
Втягивая Италию с 10 июня 1940 г. в войну против Франции и Великобритании, Муссолини намеревался присоединиться к германскому разделу Европы и колоний. Но захватнические
аппетиты "дуче" никак не увязывались с весьма скромными возможностями итальянской армии. В частности, истребительная авиация фашистского режима более чем наполовину состояла из
морально устаревших бипланов. Две трети истребителей "Фалько" сосредоточились в трех полках и семи авиагруппах в самой Италии, остальные - в "африканских" отдельных эскадрильях и
13-й группе, базировавшейся в Ливии.
11 июня Италия ударила в "спину" Франции, спеша воспользоваться ее неизбежным поражением. Как заметил по этому поводу Гитлер, чтобы сесть за стол победителей, Муссолини нужно
было иметь хотя бы несколько десятков убитых на фронте. Авангардом воздушной агрессии стали CR.42 из 23-й группы. На рассвете "Фиаты"
с бреющего полета атаковали авиабазу в Фаянсе, предваряя налет бомбардировщиков. На следующий день ударам с воздуха подверглись аэродромы в Провансе, порты Тулона и Безерты. 13
июня 27 "Фалько" из 151-й группы 53-го полка разгромили аэродром в Ирэ, неподалеку от Тулона. Спустя два дня 150-я группа того же полка вывела из строя аэропорт в Кюр Пьерфу.
В ходе короткой двухнедельной кампании CR.42 действовали как штурмовики, сопровождали бомбардировщики в рейдах на Корсику и в
Тунис, вступали в схватки с французскими истребителями. Фашистская пропаганда сообщала об уничтожении 50 самолетов противника на земле и 10 - в воздухе, занижая собственные потери
в воздушных боях до пяти бомбардировщиков и пяти истребителей. Большего доверия вызывают рапорты французских летчиков. Так, адъютант Пьер Ле-Глоан, летавший на истребителе "Девуатин"
D.520, 13 июня сбил два бомбардировщика BR.20, а в последующие дни - четыре "Фалько" и
еще один "Фиат"-бомбардировщик. В этом нет ничего удивительного, так как боевые возможности CR.42 и D.520
несопоставимы. Вскоре итальянцы охотно приняли на вооружение самолеты новейших типов, доставленные из оккупированной Франции.
Немалый разнобой присутствует и в данных о кратковременном участии итальянских ВВС в операции "Блиц", воздушном наступлении на Англию. Стараясь и здесь не отставать от
германских партнеров, фашисты снарядили к берегам Ла-Манша и Па-де-Кале отдельный авиакорпус. В экспедиционные силы вошли два "стормо" - 13-й и 43-й полки, состоящие из
BR.20, 173-я эскадрилья на трехмоторных бомбардировщиках и разведчиках CANT Z.10076HC, 20-й полк истребителей G.50, а также - наиболее многочисленная 18-я группа, в которую входили 50 CR.42.
29 октября 1940 г. истребители "Фалько" совершили первый боевой вылет из Мальдегема в Бельгии. Он обошелся без "свидания" с английскими истребителями. Но 11 ноября пять
2.1007бис и десять BR.20, шедшие на Гарвич вместе с 24 G.50 и 40
CR.42, были перехвачены "Харрикейнами". Итальянцы приписывали себе уничтожение девяти самолетов противника, не досчитавшись трех BR.20
и трех "Фалько". Один слегка поврежденный "Фиат" сел на английской территории, и сейчас эта машина украшает экспозицию музея RAF
в Хендоне. Подразделения Королевских ВВС, записавшие в том бою на свой счет шесть бомбардировщиков и три истребителя, не зафиксировали гибели ни одного "Харрикеина"!
Перед возвращением домой 10 января 1941 г. итальянский авиакорпус имел 15 воздушных побед при собственных, явно заниженных, боевых потерях в пять бомбардировщиков и пять
истребителей.
После расправы над Францией Италия сосредоточилась на захвате Балканского полуострова. Аннексировав в апреле 1939 г. Албанию, она с середины 40-го готовилась к нападению на
Грецию. Вторжение, начавшееся с 28 октября, поддерживала мощная авиагруппировка, в которой насчитывалось более 160 истребителей.
Наряду с множеством CR.32 и G.50 здесь были 46 CR.42
из 150-й группы, эскадрильи которой базировались в Тиране, Валоне и Гьирокастро. Только по истребителям у итальянцев был перевес в 3,7 раза.
ВВС Греции могли противопоставить им 4 истребительные эскадры, в которых было два самолета Глостер "Гладиатор", 36 PZL Р.24, девять
Блок MB 151 и несколько Авиа В.534. Из них всего 44 - боеспособные машины. Несмотря на
численное преимущество фашистов на земле и в воздухе, греки быстро остановили их наступление, а на нескольких участках оттеснили на албанскую территорию. Отставая в выучке, численности и вооружении, греческая авиация смогла достойно встретить врага. Истребители сорвали
попытки итальянцев с ходу разгромить порты и аэродромы. Дивизионы бомбардировщиков атаковали авиабазы в Гьирокастро и Кориче, нападали на итальянские обозы. Устаревшие самолеты
поддержки часто становились добычей "Фиатов". Ежедневно неся потери, греки тем не менее не позволили противнику завоевать превосходство в воздухе.
В ноябре 40-го командование британских войск в Африке и Средиземноморье, пользуясь передышкой после первой победы в ливийской пустыне, отправило часть авиации на Балканы. В
подразделениях RAF, прибывших в Грецию, насчитывалось 33 истребителя. 19 ноября над Коричей пять "Гладиаторов" 80-го дивизиона провели
бой с целой эскадрильей фашистов, сбив (по докладам англичан) четыре CR.42 и два G.50.
Следующие "встречи" с итальянцами сложились не столь удачно. 28 ноября в бою 10 британских истребителей со столькими же "Фалько" над Дэльфинакионом погибли четыре "Гладиатора" и
пять "Фиатов". Схватка 15 итальянских и 20 английских бипланов, произошедшая в конце декабря над линией фронта, стоила 8 CR.42 и 9
"Гладиаторов".
В феврале 41-го греческая армия перешла в наступление в Албании, стремясь овладеть опорным пунктом в Тепелене. 9 февраля "Гладиаторы", вылетавшие на свободную охоту и разведку,
неоднократно вступали в стычки с "Фалько". В итоге - 4 "Фиата" сбиты, один англичанин совершил вынужденную посадку. 11-го самолеты CR.42
штурмовали аэродром Янина. Несколько "Гладиаторов", переданных грекам, были уничтожены.
При относительном равенстве сил, качественном и количественном, ни одна сторона не господствовала в воздухе. С прибытием "Харрикейнов" счет начал изменяться в пользу
RAF. 20 февраля английские и греческие самолеты: два "Веллингтона", один Юнкере Ju 52 и девять
"Бленхеймов" нанесли мощный удар по итальянским позициям и объектам в Албании, в частности, по мосту в Берате. 17 "Гладиаторов" и шесть "Харрикейнов" сопровождали бомбардировщики.
Отход прикрывали 11 истребителей PZL. 12 "Фалько" напали на обратном пути. Англичане сбили один CR.42,
остальные четыре "завалили" греческие Р.24. Из налета не вернулись один "Бленхейм" и один "Харрикейн".
28 февраля группы бомбардировщиков поднялись в Италии, чтобы разгромить греческие позиции. К ним присоединилось 50 истребителей, в основном CR.42.
Перелетев Адриатическое море, армада напоролась на два дивизиона "Гладиаторов" и "Харрикейнов", патрулировавших над побережьем и окрестностями Тепелены. В сражении,
которое шло больше часа почти над всей албанской территорией, англичане сбили 27 самолетов: много "Фиатов", несколько BR.20 и
S.79. Погиб всего один "Гладиатор", пилот которого спасся. Итальянские ВВС еще не знали такого разгрома.
Но к апрелю 41-го подразделения RAF уже не контролировали небо над Балканами. Этого добились не "Фалько", а "Мессершмитты".
Захватив Югославию и подчинив себе Болгарию, Германия добралась до Греции. Более 400 самолетов люфтваффе действовали с болгарских аэродромов.
Наступление вермахта, начатое 6 апреля, закончилось 23-го оккупацией страны. Участие итальянцев свелось к эпизодам типа вылетов CR.42
162-й и 163-й эскадрилий на поддержку германских частей в районе Эгейского моря. Официальная статистика побед и потерь ВВС Италии в греческой кампании, 218 против
126, явно не соответствовала действительности.
На советско-германском фронте, как и на других ТВД, "Фиаты" быстро "скатились" от довольно успешных боев и штурмовых ударов по отступавшему противнику до выполнения
второстепенных задач, зачастую по ночам. Повлиял и климат: полотняная обшивка не выдерживала дождей и морозов, ржавели пулеметы, шасси ломалось на раскисших аэродромах. Достоверных
данных о масштабах использования итальянских "Фалько" в России не сохранилось. Известно только о множестве CR.42, брошенных бегущими
оккупантами на аэродромах, например, в Сталино (Донецк).Гораздо больше информации о действиях венгерских CR.42 на восточном фронте.
Поставка первых 50 "Фалько" в Венгрию завершилась летом 39-го. А к 26 июня 1941 г., дню вступления страны в войну против Советского Союза, в венгерских ВВС среди 363 боевых
самолетов было уже 99 "Фиатов". На советско-германском фронте побывали две эскадрильи, 2/3 и 1/3, оснащенные "сорок вторыми". Уже 27 июня первая из них бомбила и обстреливала
погранзаставы на юго-западной границе СССР. Наиболее удачным для венгров стал бой 12 августа. Дюжина CR.42 из эскадрильи 1/3 и шесть "Риджани"
Re.2000 сопровождали три бомбардировщика "Капрони" Са.135бис на бомбежку железнодорожного узла в Николаеве и стратегически важного
моста через Буг. Восемь И-16, вылетевших на перехват, были сбиты. Схватки с "ишаками", в которых "Фалько" еще могли реализовать свое преимущество в маневренности, стали "потолком"
в боевой карьере CR.42. К ноябрю 41-го, когда изношенные "Фиаты" забрали с передовой, эскадрильи 2/3 и 1/3 числили за собой 22
воздушные победы при потере 4 самолетов.
Одной из главных задач итальянского флота и авиации в Средиземноморье стали блокада и последующая оккупация Мальты, наиболее мощной базы английского флота в регионе. Воздушные
налеты на Мальту начались 11 июня в 4.30 утра. 40 бомбардировщиков "Савойя-Маркетти" S.79 из состава 2-й воздушной эскадры,
прилетевших с Сицилии в сопровождении истребителей 6-й авиагруппы, атаковали порт Валетта, арсенал в Бармоле, базу гидросамолетов в Калафране и аэродром Хэл-Фар. За считанные
минуты на остров упало 25 тонн бомб. Несмотря на развитую сеть бомбоубежищ, погибло 70 человек. Истребителям Глостер "Гладиатор" удалось сбить только один
S.79.
После первого налета Мальту несколько дней обороняли всего три уцелевших "Гладиатора", названных набожными мальтийцами "Вера", "Надежда" и "Милосердие". Вскоре к ним
присоединились 5 "Харрикейнов", перелетевших с авианосца "Аргус". Пользуясь слабостью британской ПВО, тихоходные "Фиаты" хозяйничали в небе над островом. 4 июля 24
CR.42 4-го полка разбомбили Хэл-Фар. 16 июля двум "Харрикейнам" удалось отразить нападение 14 "Фалько", уничтожив, по крайней мере, один из
них. Итальянцам, лейтенантам М. Пинна и О. Абелло, удалось сбить "Харрикейн".
С усилением английской авиации и зенитной артиллерии на Мальте "Фиаты" и "Савойи" перешли к ночным рейдам. В декабре 41-го их потеснили немецкие "Юнкерсы" - на Сицилию прибыл из
России 10-й корпус люфтваффе. Но Мальта отбила все удары, продолжая торчать, как кость в горле, на итало-германских морских коммуникациях. Одновременно англичане сами начали
применять наступательную тактику. И "Фиатам" CR.42 пришлось выступать в качестве истребителей ПВО итальянских портов и других объектов
на побережье и островах Средиземного моря.
4 сентября 1941-го английские самолеты атаковали аэродром на Родосе и нефтехранилище в Калато. Восемь "Суордфишей" с авианосца "Илластриес" первыми "обработали" цели и ушли
восвояси. Дюжина таких же бипланов с авианосца "Игл", прибывшая им на смену через 15 минут, напоролась на "Фиаты" 163-й эскадрильи, поднятые по тревоге с аэродрома в Марице.
Перехватчики подбили пять английских палубников. Два "Суордфиша" сели на вынужденную и были захвачены итальянцами.
Дальность полета позволяла "Фиатам" сопровождать бомбардировщики и торпедоносцы, охотящиеся за кораблями союзников. 24 сентября 1941 г. из Гибралтара вышел караван судов. Девять
крупных транспортов взяли курс на Мальту. Эскорт состоял из трех линкоров, авианосца, пяти крейсеров и восемнадцати эсминцев. 25-го с острова Сардиния в атаку на конвой отправились
четыре группы самолетов S.79, S.84, CANT Z.506 и 24-я группа на CR.42. Бой у острова Ла
Галит, в результате которого линкор "Нельсон" получил серьезные повреждения, а сухогруз "Империал Стар" водоизмещением 12 427 тонн пошел ко дну, обошелся итальянцам в девять
торпедоносцев и два истребителя. Выполняя в морских операциях вспомогательные функции, истребители-бомбардировщики CR.42 иногда
добивались успеха. Так, 14 июня 1942 г. бомбы двух "Фиатов" нанесли ощутимый урон авианосцу "Аргус".
На севере Африки "сорок вторые" действовали с первого дня боев 11 июня. С аэродромов в Бенина и Кастель-Бенито 10-я и 13-я группы "Фиатов" вылетали в район Тобрука и Триполи.
Первоначально CR.42 был у итальянцев основным типом истребителя над ливийской пустыней. С быстрой убылью "штурмовиков"
CR.32 и поступлением достаточного количества С.200 и G.50 самолеты "Фалько" занимали место
"тридцать вторых".
Массированные атаки "Фиатов" на британские позиции сопровождали наступление войск маршала Грациани, начатое 13 сентября. Бросок в Египет закончился поражением итальянцев у
Сиди-Баррани. За ним последовала сдача Бардии в январе 1941-го, затем - падение Тобрука и Дерны. Полного разгрома удалось избежать, введя последний резерв из "сорок вторых" и
бомбардировщиков S.79.
"Фиаты", к весне 41-го "отодвинутые" немецкими Me 109 и Me 110 на вторую линию,
активно использовались до июня 1943-го, когда германские и итальянские части прекратили сопротивление в Тунисе.
Наиболее эффективно CR.42 применялись в Восточной Африке. Неприхотливость в эксплуатации с "пустынных" аэродромов, достаточно
большая дальность и грузоподъемность (особенно в модификации AS) делали "Фиат" незаменимым для ведения войны в Эфиопии и Сомали. К
тому же, в британских подразделениях истребителей львиную долю составляли самолеты устаревших типов. Кроме "Гладиаторов", основных противников CR.42,
здесь присутствовали еще более древние бипланы Глостер "Гаунтлет".
12 июня 1941 -го CR.42 из 412-й отдельной эскадрильи сбил над Гурой первый Виккерс "Уэллсли". 3 августа с аэродрома Диредава
начались боевые вылеты 413-й эскадрильи, ставшей наиболее результативной в ВВС Итальянской Восточной Африки. Пилотам эскадрилий 412а СТ и 413а СТ противостояли не менее опытные
воздушные бойцы из английских 94-го, 112-го, 430-го и южноафриканских 1-го и 2-го дивизионов.
При относительном равенстве уровня техники и качеств личного состава противников успех всецело зависел от численного перевеса. Итальянцам остро не хватало истребителей. Тем
более что CR.42 постоянно отвлекались на "работу" по земле, типа штурмовки аэродрома Гедареф 16 октября, когда
"Фиаты" 412-й эскадрильи уничтожили 10 английских бомбардировщиков. Проблему частично решила уникальная для тех времен транспортная операция, проведенная командованием специальной
(десантной) авиаслужбы ВВС Италии. С 23 августа 1940-го по 28 марта 41-го тяжелые трехмоторные S.82, приспособленные для перевозки
самолетов, доставили на восток Африки 51 CR.42. Маршрут Рим - Бенгази - Асмара пролегал над Сахарой в
обход Египта. "Фиаты" не выдержали бы такого перегона.
Усилия итальянцев перечеркнул рост числа новых истребителей у противника. Даже находясь в большинстве,
CR.42 несли тяжелые потери от самолетов "Харрикейн", Кертисс "Мохаук" и "Киттихаук". Имея превосходство в
воздухе, британцы совместно с эфиопскими войсками развивали наступление, которое началось в январе 41-го в Эритрее и закончилось в ноябре полным освобождением Эфиопии от фашистов.
24 октября над крепостью Гондар, единственным еще не павшим оплотом итальянцев, в последнем воздушном бою над Восточной Африкой "Фиат" лейтенанта И. Малаволти был сбит
южноафриканским "Гладиатором".
Повоевали "сорок вторые" и над самой Италией. Ночные налеты английских бомбардировщиков на индустриальные центры начались здесь в июле 1940 г. Долгое время итальянские ВВС были
бессильны - сказалось довоенное пренебрежение к разработке ночных истребителей. Только в октябре удалось создать первую группу "ночников". Использовали опыт нескольких боев при
лунном свете, проведенных "Фиатами" в Ливии.
171-ю группу, базировавшуюся на Сицилии, наскоро вооружили обычными "Фалько", дооснащенными прожекторами. В январе 41-го их заменили специальные
CR.42 CN с более сильными лампами, генераторами и радиостанциями. О ночных победах
"Фиатов" неизвестно. Видимо, они - редкость. У биплана с двумя 12,7-мм пулеметами, лишенного четкого наведения, почти не было шансов поразить цель, уходящую от него на высоте 6000
м. В феврале 1943 г. итальянские подразделения "ночников" частично перешли на мощные Дорнье До-217 J-2.
С потерей заморских территорий в Италию возвращались остатки разбитых групп и эскадрилий.
Их "Фиаты" влились в ПВО промышленных объектов, а вскоре активно участвовали в боях на полуострове. В июле 1943-го 50 истребителей-бомбардировщиков CR.42
бросили против кораблей и судов англо-американского десанта, подошедших к берегам Сицилии.
Накануне капитуляции 7 сентября 1943 г. ВВС Италии располагали 103 "сорок вторыми", среди которых 29 CR. 42
CN и 34 дневных истребителя. В итальянских подразделениях, выступивших на стороне союзников, состояло всего пять боеспособных "Фалько". Остальные находились
по другую сторону, в ВВС марионеточного государства на севере Италии, созданного Муссолини с немецкой помощью. Кроме того, 75 "Фиатов" последнего года выпуска достались люфтваффе.
В октябре 1943 г. из "сорок вторых" и "случайных" самолетов других типов сформировали две группы ночных бомбардировщиков: NS Gr 7 и 9,
применявшихся в различных боевых операциях, в том числе - на Балканах. Несколько CR.42 стали вспомогательными истребителями ПВО на юге
Германии.
64 "Фиата" пережили войну в исправном состоянии. Часть из них отправили в учебные центры новых ВВС Италии. Две дюжины даже переделали в двухместные самолеты с двойным
управлением. Последние экземпляры CR.42 последнего в истории истребителя-биплана были списаны в 1950 г.
Первоначально последний итальянский истребитель-биплан FIAT CR.42 "Фалько", запущенный в
серию в 1939 году, не имел учебно-тренировочного варианта, для обучения вполне хватало менее современных самолетов. Но к середине 1942 года их ряды уже сильно
поредели, а, главное, сам "Фалько" устарел и выводился из подразделений первой линии. В поисках возможности дальнейшего использования
было принято решение о создании на его базе двухместного учебного самолета. В феврале 1943 года на заводе "Аугуста" в Милане один из истребителей получил вторую кабину.
Самолет, получивший название CR.42/B (Biposto - с двойным
управлением), успешно прошел испытания. Переделка заключалась в переносе двигателя на 340 мм вперед, размещении за двенадцатым шпангоутом второй кабины с
органами управления и комплектом приборов, усилении хвостовой части самолета (в особенности, хвостового колеса), установке противокапотажной рамы и снятии
обтекателей с шасси. На большинстве самолетов снималось также вооружение, хотя на некоторых оставляли один пулемет. Работы по переоборудованию продолжились до
сентября, ему подверглись самолеты MM.7151, MM.9246, MM.9247, MM.9248, MM.9804, MM.9842 и MM.9905, которые были переданы в школу ночных истребителей в Анцио.
После капитуляции Италии работы продолжились, и в 1944 году завод выпустил еще семь самолетов CR.42/B (MM.7502, MM.8340, MM.8493, MM.8500, MM.8902, MM.9242 и
MM.9249).
После окончания войны потребность в производстве учебно-тренировочных самолетов не исчезла. В конце 1945 года завод "Капрони" в Тренто начал переоборудование
очередной партии "Фалько". К середине 1946 года ряды "бипосто" пополнили еще около 20 самолетов, использовавшихся в учебных подразделениях. Например, в конце
1946 года авиашкола в Леччо имела одиннадцать CR.42/B (ММ.4325, ММ.5608, ММ.6282, ММ.7020, ММ.7030, ММ.7469, ММ.8485, ММ.8972, ММ.8996, ММ.9245, ММ.9853). В
1947 году завершили переоборудование еще четырех "Фалько" (ММ.6986, Мм.7502, ММ.8956, ММ.9134). На 1948 год ВВС заказали еще пять "бипосто", но затем отменили
заказ. Дело в том, что в конце 1947 года началось производство нового учебно-тренировочного моноплана FIAT G.46, а США обеспечили Италию достаточным количеством
своих AT-6. В этих условиях дальнейшее производство CR.42/B стало бессмысленным. Оставшиеся в частях учебные бипланы использовались до израсходования ресурса.
Так, полтора десятка CR.42/B использовалось во 2-й учебной группе в Бриндизи до 1950 года. Еще несколько самолетов служили в качестве связных и курьерских.
Последние полеты таких "бипосто" состоялись в середине 1951 года.
Всего с 1942 по 1947 год переоборудованию в CR.42/B подверглось более 40 самолетов.
FIAT CR.42/B представляет собой сравнительно дешевый и эффективный способ использования устаревших истребителей. Не имея каких-либо особых достоинств, эти
самолеты все-таки почти десятилетие делали свое дело, обеспечивая подготовку пилотов ВВС Италии.