Военно-воздушные силы нейтральной Швейцарии, в частности ее истребители, в
годы Второй Мировой войны (а также непосредственно перед ней и сразу же после ее
завершения) находились поистине в уникальной ситуации. Хотя нейтралитет страны
широко признавался и уважался, влияние двух соседних держав - Франции и Германии
- была очевидна во всех областях жизни маленькой Швейцарии. Особенно значительно
влияние было в военной области и не из-за того, что страна находилась во власти
немецко- и франкоговорящего населения.
Незадолго до начала войны - в то время, когда стало ясно, что она неизбежно
должна произойти и что страны Европы станут друг другу злейшими врагами – в
командовании швейцарских ВВС началась лихорадочная деятельность. И хотя
руководство страны надеялось, что ни одна из воюющих сторон не нарушит
нейтралитета Швейцарии, приходилось рассматривать все варианты. От доброй воли
"окружавших" Швейцарию стран-противников зависели не только импорт сырья и связь
страны с внешним миром; вполне вероятными могли бы нарушения воздушного
пространства самолетами воюющих сторон во время боевых действий. Также не
исключался и крайний случай – военное вторжение в Швейцарию.
Следует сказать, что военные силы Швейцарской конфедерации, в том числе и ВВС, в
соответствии с конституцией были организованы довольно необычно. Страна за
исключением самого необходимого количества профессиональных военных не позволяла
себе поддержание регулярной армии. В военно-воздушных силах (Fliegertruppe)
наибольшее количество профессиональных военных было в эскадре самолетов
наблюдения (Überwachungsgeschwader). Остальной персонал состоял из обученных
гражданских лиц, призывавшихся в мирное время на два месяца и на неопределенный
срок в военное время. Это было не только с наземным персоналом, но и с летным:
известно, что на конец 1944 года в ВВС страны было 950 профессиональных летчиков
и 2700 "милиционных", как в Швейцарии называли призванных на сборы или по
мобилизации гражданских лиц.
До самого конца тридцатых годов на вооружении ВВС Швейцарии находились машины
самых разнообразных типов. Многие эти самолеты представляли интерес, но, тем не
менее, не все они соответствовали своему назначению. С одной стороны
отечественная авиационная промышленность смогла разработать и изготовить
относительно современные многоцелевые боевые монопланы EFW C-3600 (серия машин
данного типа в 1980-х годах была переоснащена турбовинтовыми двигателями
Lycoming T53), а с другой стороны ядро боевых подразделений составляли
антикварные бипланы Fokker C.V (в том числе и модернизированные и получившие
обозначение C-35) и истребители-парасоли Dewoitine D.27. Даже в 1938 году в
качестве тренировочных эксплуатировались несколько самолетов Fokker D.VII,
разработанные еще в годы Первой мировой войны (D.VII были настолько популярны в
Швейцарии, что последний самолет данного типа был построен и введен в
эксплуатацию еще в 1929 году!).
Вследствие плачевного состояния авиапарка в 1939 году при поддержке Департамента
военной техники (KTA - Kriegs Technische Abteilung) Вооруженных сил Швейцарии
было принято прагматичное решение закупить в Германии и Франции необходимые
истребители и лицензии на их производство. Предполагалось (а так и случилось),
что оба будущих противника, каждому из которых нейтральная Швейцария будет
необходима, с большим удовольствием удовлетворят ее просьбу. Немецкое
правительство согласилось продать десять истребителей Messerschmitt Bf 109D-1
(изготовленные компанией Arado самолеты нулевой серии, заводские номера
2301-2310). В состав ВВС Швейцарии эти машины были зачислены регистрационными
номерами J-301 - J-310. Наряду с версией Bf 109D-1 была согласована поставка 80
экземпляров модернизированного варианта Bf 109E-3 производства компании
Bayerische Flugzeugwerke. Эта версия, получившая в Luftwaffe прозвище "Эмиль" (Emil),
в ВВС Швейцарии получила регистрационные номера J-311 - J-390. Поставка 80
истребителей сопровождалась соглашением о лицензионном производстве: во время
войны расположенное в Альтенрайне предприятие компании Doflug (Dornier
Flugzeugwerke) был изготовлен собранный из запчастей самолет J-391, а после него
из швейцарских материалов, с швейцарскими агрегатами, винтами и прочим
оборудованием были изготовлены самолеты, получившие регистрационные номера J-392
– J-399. Первоначально двигатели DB 601 Aa для этих машин были немецкими,
импортированными в 1939 году в качестве запасных частей. Обе модификации – Bf
109D-1 и Bf 109E-3 – "Давид" и "Эмиль" (в Швейцарии немецкое прозвище "Дора" [Dora]
не использовалось, и вместо него было выбрано "Давид" [David]) действовали в
составе Fliegertruppe (после 1945 года переименованы во Flugwaffe) с 1939 года
до середины 1948 года и 1949 года соответственно.
В годы войны поставки Германией истребителей продолжились, и Швейцария получила
два Bf 109F-4 (J-715 и J-716), двенадцать Bf 109G-6 (J-701 – J-712). Помимо
этого были интернированы еще два (J-713 и J-714) истребителя модификаций F и G
(Fritz и Gustav), но об этом будет рассказано позднее. В Германии помимо покупки
самолетов также производились закупки запасных частей, приборов, оборудования,
полуфабрикатов и сырья. Также Fliegertruppe импортировали большие запасы
произведенных концерном IG Farben специальных красок для покрытия самолетов
следующих цветов: RLM 70, RLM 71 и RLM 78. Впоследствии данные краски
использовались и на других негерманских самолетах.
В 1939 году Швейцария также пришла к соглашению и с Францией. Компания
Morane-Saulnier была готова не только продать лицензию на свой
истребитель-низкоплан M.S.406C-1, но и предоставить в качестве образца самолет и
требуемое количество комплектов для сборки. Также компания Morane-Saulnier
планировала получить финансовую отдачу от своих наработок: оставшегося в
качестве прототипа M.S.450 и "бумажного" проекта M.S.540, проигравшего конкурс
истребителю Dewoitine D.520.
Два истребителя версии M.S.406C-1, получившие обозначение M.S.406H (H -
Helvetique)[1], были предоставлены французской компанией в качестве образцов. В
Швейцарии машины были зарегистрированы под номерами 601 и 602, а в 1940 году
нумерация этих самолетов сменилась на J-1 и J-2. Эти две поставленные Францией
машины послужили не только подспорьем в деле освоения технологий изготовления
планера, двигателя и вспомогательного оборудования, но а также применялись в
составе Fliegertruppe. В Швейцарии серийное производство Morane-Saulnier
M.S.406C-1, получивших обозначение D-3800, началось в 1939 году в расположенной
в Туне (Thun) компанией K+W (Konstruktions-Werkstátte), к которой вскоре
присоединились следующие фирмы:
-
EFW (Eidgenössisches Flugzeugwerk), Эммен (Emmen), кантон Люцерн;
-
SWS, Шлирен (Schlieren), кантон Цюрих;
-
Doflug, Альтенрайн, Таль (Thal), кантон Санкт-Галлен;
-
Saurer, (Arbon), кантон Тургау.
В соответствии с французским образцом D-3800 был построен в двух сериях –
нулевая (8 машин, обозначения с J-3 по J-10) и основная (74 машины, обозначения
с J-11 по J-84). Следует отметить, что при покраске всех D-3800 использовалась
продукция немецкого концерна IG Farben: на верхние поверхности наносилась
неправильные пятна темно-зеленого (RLM 71) и черно-зеленого цветов(RLM 70), а на
нижние поверхности наносилась голубая краска (RLM 78). В эти же цвета была
окрашена серия из 207 истребителей D-3801, являвшихся модернизированной версией
D-3800 и представлявших собой переданный Швейцарии компанией Morane-Saulnier
проект M.S.412. новый вариант отличался установкой 1074-сильного двигателя
Hispano-Suiza HS-12Y-51 (на D-3800 стоял HS-12Y-77, развивавший 871 л.с.),
выхлопными патрубками и размещенным под носовой частью самолета фиксированным
неопускающимся водорадиатором системы охлаждения. Производственные версии D-3801
началось в 1941 и закончилось в 1947-48 годах, когда последние 17 машин были
собраны из запчастей.
Истребителям D-3801 были присвоены регистрационные номера
с J-91 по J-297. В 1944 году была проведена модернизация оставшихся D-3800 с
доведением их до стандарта D-3801. Хотя самолеты типа M.S.406C-1, или точнее
M.S.412, состоял на вооружении ряда подразделений Fliegertruppe
(Fliegerkompanien) и хорошо себя показали, а последние самолеты типа D-3801
находились на боевом посту до 1954 года (а после этого еще 5 лет выполняли
функции учебно-тренировочных самолетов), концепция самолета и его характеристики
была признаны неадекватными ещё в 1940-41 годах.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
D.3801 |
Размах крыла, м |
10.62 |
Длина, м |
8.17 |
Высота, м |
3.40 |
Площадь крыла, м2 |
18.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2125 |
максимальная взлетная |
2725 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano-Suiza
HS-5112Y |
Мощность, л.с. |
1 x 1000 |
Максимальная скорость , км/ч |
432 |
Крейсерская скорость, км/ч |
350 |
Практическая дальность, км |
980 |
Скороподъемность, м/мин |
753 |
Практический потолок, м |
10000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 20-мм
мотор-пушка и два 7,5-мм пулемета в крыле, плюс бомбы или реактивные
снаряды на подвеске под крылом |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2024
|