Весной 1945 г. в ОКБ завода №482 было начато проектирование дальнего
истребителя сопровождения (ДИС) на основе недавно испытанного
пикирующего бомбардировщика Пе-2И. Проект нового самолета
разрабатывался в двухместном и трехместном вариантах в лице одной опытной
машины. Основным из них считался двухместный самолет, поскольку "подселение"
третьего члена экипажа было предусмотрено во внеплановом порядке в зависимости
от боевого задания. Отметим, что оба пилота, летчик и штурман находились в одной
кабине и сидели спиной к спине с возможностью разворота последнего.
Характерной чертой этого аппарата было очень мощное наступательное
вооружение. В носовой части фюзеляжа были установлены две (одна) пушки
Б-20,закрепленные в неподвижном положении, а снизу корпуса, в утолщении,
сделанном еще на Пе-2И для подвески выступающей однотонной бомбы, были
установлены еще две пушки калибра 37 мм, или 45 мм и даже два орудия по 57 мм.
Для боезапаса, соответственно по 250 снарядов, по 200 снарядов и, наконец, по 175
снарядов было определено вполне достаточно места в корпусе самолета. Масса
секундного залпа составляла от 12,3 кг до 17,8 кг. У штурмана на турели была
установлена еще одна короткоствольная пушка М.Е.Березина БТ-20 для защиты с
задней полусферы.
Постройка самолета началась 15 июля и завершилась ко 2 ноября 1945 г. Везде
прослеживалось перевыполнение плановых заданий, а упрощенная технология сборки
способствовала ускорению монтажных и сборочных работ во всех цехах строящегося
предприятия. Напомним, что В.М.Мясищев был эвакуирован в Казань в 1942 г. и
сменил там главного конструктора А.И.Путилова, который занимался серией Пе-2.
После гибели В.М.Петлякова его место временно занимал А.М.Изаксон, продолжая
вести серию пикировщика. Когда же он перестал справляться с бешенным темпом
работы, его сняли с должности и назначили очередным преемником Петлякова
А.И.Путилова, которого всеми правдами и неправдами перевел к себе А.Н.Туполев,
порекомендовав на его место Мясищева. Так вот оно и случилось, что за одного
битого поочередно двух еще более битых дали... Из Казани, где на 22 заводе
Мясищеву все-таки удалось добиться требуемых показателей в выпуске "Пешек", его
ОКБ было реэвакуировано в Москву, где конструкторам и производственникам была
выделена небольшая территория бывшего завода №133, преобразованная во время
войны в ремонтно-складскую базу ГВФ. Этот огороженный пятачок на Ходынке
обозвали заводом № 482 и, давай, Мясищев, стройся! ...
Проектирование, макетные работы и постройка будущих самолетов Мясищева
начались параллельно с отстройкой новых добротных корпусов, предназначенных для
ОКБ, лабораторий, цехов и других заводских служб.
Конструкция ДИС цельнометаллическая, как и у всех предыдущих "Пешек",
особенно как у Пе-2И. Нововведениями были противообледенители на всех важных
агрегатах самолета. За счет законцовок был несколько увеличен размах крыла.
Двигатели были установлены на прежних местах, но с радикально измененной
системой охлаждения. Так, водорадиаторы были помещены в развитом центроплане
крыла. Маслорадиаторы вместе с воздухозаборниками карбюраторов были разнесены
по наружным сторонам двигателей до пределов, ограниченных воздушными винтами.
Моторы М-107, переименованные указом наркома авиационной промышленности в
ВК-107, отличались двумя верхними рядами выхлопных патрубков. Четыре ряда
выхлопов потребовались мотористам из-за чрезвычайного повышения температурных
режимов работы ВК-107 по сравнению с двигателем М-105, которые по тому же
приказу от 9 марта 1944 г. были переименованы в ВК-105.
Известно , что доводкой моторов М-107 на своем самолете "ПО" в шараге завода
288 г. Омска занимался Д.Л.Томашевич. К 1944 г. ему это удалось сделать за счет
мощных масло и водорадиаторных групп. Тогда и пошли моторы этого типа на
опытные Пешки...
В конце 1945 г. мясищевский ДИС был выкачен на летные испытания, где показал
блестящие результаты. Однако окончание войны и переход на реактивную технику
определили судьбу самолета, оставшегося в единственном экземпляре.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ДИС |
Размах крыла, м |
18.11 |
Длина, м |
13.795 |
Высота, м |
3.95 |
Площадь крыла, м2 |
43.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7300 |
нормальная взлетная |
9850 |
максимальная взлетная |
11700 |
топлива |
1675/3000 |
Тип двигателя |
2 ПД ВК-107А |
Мощность, л.с. |
2 х 1550 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
531 |
на высоте |
627 |
Перегоночная дальность, км |
4000 |
Практическая дальность, км |
1700 |
Практический потолок, м |
9600 |
Экипаж,чел |
2 |
Вооружение: |
две 20-мм
неподвижные пушки Б-20, в нижней части фюзеляжа — две 37-мм пушки
НС-37 или 45-мм НС-45,
для защиты верхней задней полусферы — две 20-мм пушки БТ-20 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|