Необходимость наличия в учебных заведениях и строевых частях ВВС двухместного
варианта И-15, предназначенного для обучения и тренировки, признавалась в
течение ряда лет. К разрешению проблемы приступили уже в ходе запуска в серийное
производство И-15бис. Проект модификации самолета в КБ Поликарпова подготовили в
течение лета 1937 года. Спустя несколько месяцев все изменения, вносимые в
конструкцию И-15бис, были утверждены и двухместную машину направили в
производство. Самолет получил обозначение ДИТ - двухместный истребитель
тренировочный. Назначение - переходная машина при освоении И-15бис и И-153.
Дополнительную переднюю кабину ДИТ оборудовали на месте основного топливного
бака. Бензин разместили в трех емкостях: один бензобак на 70 литров по левому
борту первой кабины, второй - на 170 литров - под полом первой кабины, третий -
на 80 литров - под полом второй кабины. Обшее количество топлива осталось
прежним - 320 литров. Управление самолетом и приборное оборудование имелось в
обеих кабинах, при этом ножное и ручное управление в задней кабине изменилось по
сравнению с И-15бис. Тросовая проводка шла несколько выше, соответствовала
таковой на И-153, поэтому руль поворота ставился с этого самолета. Для удобства
посадки в переднюю кабину вырез центроплана, по сравнению с И-15бис, заметно
увеличился, в задней его кромке сделали отверстия для захвата руками. Козырек
пилота в передней кабине с плоскими гранями, по типу И-153, оборудован прицелом
ПАК-1. В задней кабине козырек обрезан, в передней его части находился
подголовник для впереди сидящего пилота. Прицел кольцевой, установлен сбоку
козырька. Стрелковое вооружение ДИТ состояло из двух синхронных ШКАСов с запасом
патронов по 250 штук на пулемет. С учетом более высокой скорострельности
пулеметов ШКАС, по сравнению с ПВ-1, плотность огня осталась на уровне И-15бис.
Бомбардировочное вооружение ДИТ выполнили по типу И-15бис, нагрузка от 40 до 100
кг.
Известно о трех построенных экземплярах ДИТ: они имели обозначение ДИТ-1, ДИТ-2,
ДИТ-3. Предполагалась серия на авиазаводе No. 207 (Долгопрудный), которая не
была осуществлена. ДИТ-1 No. 5128 и ДИТ-2 No. 5337 постройки авиазавода No. 1
летали весной-летом 1939 года, ДИТ-3 появился в конце лета. В облетах
участвовали летчики Пумпур, Ларюшкин, Давыдов, Жуков, Туржанский. Общее
впечатление о машине было вполне благоприятным, техника пилотирования не
отличалась от таковой на И-15бис.
"Самолет ДИТ дает полную возможность управления как из задней кабины, так и из
передней, на всех режимах полета. Устойчивость по всем трем осям хорошая,
допускает ошибки в пилотировании… Имея запас горючего 320 л, обеспечивает
продолжительность полета на средних режимах работы мотора порядка 2 часа 20 мин.
Нормально входит и выходит из штопора".
Недостатком считалась близость приборной доски к пилоту во второй кабине -
сказывались малые размеры машины, вынуждающие к плотной компоновке внутренней
начинки.
Хотя самолеты ДИТ распространения не получили, три построенных образца
использовались максимально эффективно. Один экземпляр использовался для
служебных полетов в НИИ ВВС. Так, 18 мая 1940 года летчик Давыдов с наблюдателем
Ерышевым летали на ДИТе для наблюдения за штопором самолета И-180. Другие два
экземпляра в 1940 году направили в район Севастополя, в дальнейшем они
участвовали в боевых действиях. Известно, что два ДИТ использовались в качестве
разведчиков и корректировщиков артиллерийского огня на Южном фронте в районе
Новороссийска в 1942-1943 годах. Самолеты были окрашены, согласно воспоминаниям
очевидцев, мелкими пятнами песочного цвета.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ДИТ |
Размах крыла, м |
10.20 |
Длина, м |
6.28 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
22.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1320 |
нормальная взлетная |
1752 |
Тип двигателя |
1 ПД М-25В |
Мощность, л.с. |
1 х 750 |
Максимальная скорость , км/ч |
379 |
Практическая дальность, км |
|
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
8600 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
два 7.62-мм пулемета
ШКАС (по 250 патронов на ствол), до 100 кг бомб. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|