Незадолго до начала войны итальянский инженер Фабризи разработал проект
истребителя-моноплана Caproni Vizzola F.5 согласно выданному в 1937 году
техническому заданию Regia Aeronautica "II Concorso Caccia Intercettore
Terrestre" на строительство скоростного истребителя-перехватчика. Проект
самолёта, в котором было решено использовать задел полученный при разработке
истребителя F.4, предусматривал смешанную деревянно-металическую конструкцию и
использование двигателя воздушного охлаждения. Внутренняя структура фюзеляжа
состояла из стальных труб и обшивалась дюралюминием. Двухлонжеронное крыло
изготовлялось из дерева и имело фанерную обшивку с лаковым покрытием. Шасси были
выполнено полностью убираемым: основные стойки убирались в крыло, а колеса в
фюзеляж. На истребителе использовался двигатель Fiat А.74 RC.38 мощностью 840
л.с. с металлическим винтом Fiat\Hamilton диаметром 3 метра переменного шага.
Вооружение должно было состоять из двух синхронных и двух крыльевых 12,7-мм
пулеметов Breda-SAFAT с 350 патронами на ствол. К сожалению, сам Фабризи не дожил до момента постройки прототипа. Ведущий
инженер погиб во время полёта на учебном самолёта Ва.28 и проектирование
завершили его коллеги, инженер Рипабелли и присоединившийся к нему в марте 1939
г. инженер Балдассарри. Первый опытный экземпляр с номером ММ.392 был построен к
концу 1938 года и впервые поднялся в воздух 19 февраля 1939 г. Этот полёт,
проведённый лётчиком Джузеппе Панцера, положил начало продолжительным
испытаниям, официально завершенным лишь 15 апреля 1940 г. Истребитель не показал
существенных преимуществ по сравнению с Fiat G.50 и Macchi MC.200, но выгодно
выделялся более низкой ценой. Если для изготовления одного МС.200 требовалось
потратить 380.000 лир, то самолёт фирмы Caproni-Vizolla обходился всего в
295.000 лир. И все же задержка с испытаниями привела к тому, что в серийное
производство поступили его конкуренты и особо большой надобности в истребителе
F.5 более не ощущалось. Министерство авиации согласилось подписать контракт на
поставку 12 истребителей так называемой 0-серии (т.е. предсерийных) и 200
серийных самолётов. Договор оформили в сентябре 1939 г., присвоив первой партии
истребителей номера ММ.5921-ММ.5932. От прототипа они отличались открытой
кабиной пилота и доработанным хвостовым оперением. Тем временем фирма продолжала проводить эксперименты направленные на увеличение
характеристик истребителя. В январе 1940 года на испытания поступил второй
прототип (ММ.413), на котором двигатель Fiat A.74 заменили на Isotta Frascini
L.121, с внесением в конструкцию некоторых мелких доработок. Вскоре к нему
присоединился один из опытных истребителей F.4 (ММ.5532), переоснащенный
двигателем DB 601A и переименованный в связи с этим в F.5bis. Первый полет он
совершил в апреле 1940 года под управлением лётчика Франческо Агелло. Оба
прототипа не сильно отличались от оригинального F.5 и дальше тестовых полётов
дело не продвинулось. Полученные Regia Aeronautica истребители 0-серии были переданы в распоряжение
300°Sq. дислоцированной на аэродроме Кампино. После краткого курса обучения F.5
были переброшены в Албанию, где осенью того же года им довелось участвовать в
войне против Греции. В 1941 году эскадрилью возвратили в Италию и поставили
задачу защищать столицу от возможных рейдов британских бомбардировщиков. Вместе
с ними ПВО Рима обеспечивали несколько истребителей МС.200. Относительно мирная
служба F.5 снова была прервана 10 мая 1942 года, когда поступил приказ передать
истребители в 167°Gr. Intercettori, которая специализировалась на ночных полётах
и уже имела в своём составе несколько специально подготовленных Fiat CR.42.
Помимо перечисленных самолётов группа располагала небольшим количеством
истребителей Reggiani Re.2001 и Dewoitine D.520. В течении этого период F.5
заслужили хорошую репутацию, обладая стабильностью в полёте и неплохими
взлетно-посадочными данными, что давало им определенные преимущества перед
Re.2001 и МС.200. За время боевого применения F.5 не понесли боевых потерь, но
из-за хронической нехватки запчастей количество боеспособных самолётов
уменьшалось. На 9 июля 1943 года в группе формально числилось 10 истребителей
этого типа, но боевые задания могли выполнять только 5 из них. О дальнейшей
судьбе истребителей-перехватчиков F.5 сведения отсутствуют.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F.5 |
Размах крыла, м |
11.30 |
Длина, м |
7.90 |
Высота, м |
3.00 |
Площадь крыла, м2 |
17.60 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного самолета |
1818 |
нормальная взлетная |
2238 |
Тип двигателя |
1 ПД Fiat A.74 RC.38 |
Мощность, л.с. |
1 х 870 |
Максимальная скорость , км/ч |
496 |
Крейсерская скорость , км/ч |
414 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
9500 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два 12,7-мм пулемета |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2024
|