Уголок неба ¦ CANSA FC.20

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   FC.20
       
Разработчик: CANSA
Страна: Италия
Первый полет: 1941
Тип: Многоцелевой истребитель и разведчик-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Фирма Costruzioni Aeronautiche Novaresi S.A. (CANSA), имевшая свои собственные предприятие и аэродром Камери (Cameri) (Новара, Пьемонт, Северная Италия) в 1939 году была дочерней компанией концерна FIAT, что улучшило финансовое положение фирмы и открыло доступ к новым технологиям.

В ответ на объявленный в 1937 году конкурс на создание двухмоторного разведчика в 1938 году Джакомо Моссо (Giacomo Mosso) начал проектировать самолет, названный FC.20. Это был первый и единственный самолет CANSA проектируемый с самого начала в качестве боевой машины. Для небольшой фирмы, какой была CANSA это была крайне амбициозная задача.

Базовая конструкция должна была быть скоростным монопланом, способным выполнять задачи дневного тактического бомбардировщика и, в зависимости от постановки задачи, истребителя-перехватчика, дальнего эскортного истребителя и штурмовика для атаки бронированных наземных и морских целей. Для ускорения проектирования новая машина заимствовала крыло, шасси и двигатели от FIAT CR.25, тогда как фюзеляж с большим остеклением носовой части и двухкилевое оперение Моссо спроектировал заново. Изюминкой проекта стала носовая часть фюзеляжа, монтируемая на этапе окончательной сборки: в зависимости от задачи устанавливался тот или иной вариант.

Самолет не отвечал чаяниям командования Итальянских Королевских ВВС, делавшего ставку на многоцелевые Ca.310/313 и на более перспективные Ca.331. Такое отношение недоверия, сочетаемое с организационными трудностями фирмы средних размеров, привело к тому, что первый полет самолета состоялся 12 апреля 1941 году тест-пилотом фирмы Фаусто Морони. Во время испытаний самолет развил скорость в 467 км/ч. Его практическая дальность составила 1300 км. Эти данные не удовлетворили Regia Aeronautica, тем более, что на вооружение уже поступали первые Ca.313.

Казалось, что судьба новой машины была решена, но дело решил случай. Новый начальник главного штаба Regia Aeronautica Рино Корсо Фужьер (Fougier) оценивал важность тяжелых истребителей, пригодных для борьбы с бронированными машинами, выполненных на основе опыта, накопленного люфтваффе на русском фронте с использованием как переделанных самолетов (Ju.87, Ju.88), так и специально спроектированных для такого использования (Hs-129). CANSA, получив такую поддержку, переделала прототип FC.20 (MM.403), установив на него 37-мм пушку.

Вскоре был построен и испытан второй прототип, зарегистрированный как MM.404. FC.20bis рассматривался как истребитель и легкий бомбардировщик, у которого длинная носовая остекленная часть фюзеляжа была заменена короткой округлой, в которой была помещена 37-мм пушка Breda, являющаяся зенитным орудием Итальянского Королевского флота и использующая ручное заряжание. Вооружение дополняется 12,7-мм пулеметами, установленными в корневых частях каждой консоли и в турели стрелка Скотти (впоследствии была заменена на стандартную турель итальянских бомбардировщиков Caproni-Lanciani Delta). Под крылом были размещены два пилона для установки 100 кг бомб, также был разработан внутренний отсек под размещение 126 2-кг бомб. Также были изменены хвостовая часть фюзеляжа, шасси, топливные баки, гидравлическая система. Таким образом, FC.20bis стал совсем другим самолетом по конструкции, назначению и распределению нагрузки. Самолет был передан в экспериментальный центр Regia Aeronautica на аэродроме Гуидония, где он подвергся интенсивным испытаниям.

Оперативная карьера самолета развивалась странным способом и полностью в случайных обстоятельствах. К концу 1942 года рейды союзных бомбардировщиков на множество целей, расположенных на Итальянском полуострове стали суровой реальностью. Но чтобы воспрепятствовать налетам Regia Aeronautica нуждалась в перехватчиках, но к сожалению в группах перехватчиков были устаревшие истребители: новые машины требовались в Северной Африке и на Сицилии. Итальянские Королевские ВВС могли рассчитывать лишь на Macchi MC.200 и Re.2001, которые в качестве перехватчиков были не на высоте.

В этой ситуации находится также 22-ая группа, дислоцированная на территории аэропорта Капуи и призванная действовать против B.24, совершавших налеты на цели центральной и южной Италии. Так, по стечению обстоятельств ее командир майор Коррадо Риччи (Corrado Ricci) связал судьбу группы с CANSA F.C.20. Находясь один день на аэродроме Гуидонии, он замечает самолет и остается пораженным мощью его оружия, которое выступает из носовой часть фюзеляжа. Для тех, кто вынужден использовать 12,7-мм пулеметы данный калибр представлялся очень перспективным, как очень многообещающими являлись характеристики самолета, к сожалению не очень точно описанные инженером фирмы: хорошая управляемость, хорошая скорость подъема, потолок около 8.000 метров и скорость на этой высоте в 350 км/ч. В общем, все ингредиенты, чтобы его подразделение успешно могло встретить B-24.

Риччи попросил инженера CANSA о возможности применить неиспользованный второй прототип FC.20 (MM.404) для задач перехвата. В начале марта 1943 года, он получает желаемое разрешение и выезжает в Гуидонию, чтобы забрать самолет для использования в качестве перехватчика. Краткий курс переучивания, летных испытаний и стрельб на полигоне Фурбара, раскрывают, к сожалению истинные характеристики машины: проблемы с управляемостью и устойчивостью, малая скорость, нестабильность, тенденция к сваливанию в штопор, малая мощность двигателей, неустойчивое поведение самолета при стрельбе из оружия. Теперь те, кто хотел этот самолет любой ценой, уже не могли отказаться от этой машины. Майор Риччи, вернувшись в Капую, попытался использовать самолет, пытаясь выжать из него хоть что-то. Первые полеты по тревоге дали нулевой результат, так как самолет тратил почти полчаса, чтобы забраться на высоту 7500 метров. В следующем полете, когда FC.20 случайно находился немного ниже формации B-24 Liberator, пилот должен был сделать горькую констатацию: крейсерская скорость B-24 выше скорости преследователя.

В конце марта 1943 года FC.20 был переведен на аэродром Фурбара по случаю визита Муссолини и большой группы высших итальянских и немецких офицеров. При демонстрации F.C.20 среди новых самолетов для Regia Aeronautica сработал генеральский эффект - при показательной стрельбе на земле пушку постоянно заклинивало, очереди были короткими. Муссолини и итальянским офицерам было больно и стыдно наблюдать в течение нескольких минут на майора, нажимающего кнопку стрельбы и заряжающего, суетящегося вокруг непослушной малокалиберной пушки.

Вернувшись в Капую, Риччи несколько раз пытался приблизиться к вражеским бомбардировщикам, но так и не смог выйти на расстояние, необходимое для атаки. Учитывая ситуацию, что есть возможность провести только одну атаку, пришлось вспоминать испанский опыт летчиков CR.32, воевавших против более скоростных бомбардировщиков СБ: подробно изучать маршруты и ждать противника на большей высоте.

Так Риччи и поступил, когда 10 апреля 1943 года он атаковал 12 B-24, шедших на юг после бомбежки на высоте 7500 метров. Он шел параллельным им курсом с превышением по высоте на 200 метров. Выбрав в качестве цели последний самолет, пилот повернул, чтобы перейти к атаке, но его маневры были слишком резкими, приведя FC.20 к немедленной авторотации. Восстановив контроль после одного круга, Риччи оказался в хвосте вражеского строя, попав под сосредоточенный огонь бортовых стрелков. На мгновение ему удалось поймать в коллиматор два бомбардировщика и пустить по ним несколько снарядов, которые, к сожалению для майора, прошли мимо. После завершения вылета майор Риччи так объяснил свою неудачу при стрельбе: низкая скорость на высоте в 7500 метров в сочетании с неустойчивостью при стрельбе сделали попадание в бомбардировщики невозможным. Этот вылет был самым "кровавым эпизодом" в карьере FC.20 как перехватчика.

Выпуск машин "нулевой серии" CANSA начала в марте 1943 года и его смогла выполнить к августу (самолеты под номерами MM.75566-75574): MM.075566 (март), MM.075567 (май), MM.075568 и MM.075569 (июнь), MM.075570 (июль) и, возможно, ММ.075572 в августе. Однако подписание перемирия блокировало завершение контракта.

Три экземпляра были переданы 173 эскадрилье Стратегической Разведки, базирующейся на аэродроме Черветери (Cerveteri). Это подразделение базировалось длительное время в Сицилии и было вооружено FIAT CR.25. Пять пилотов такого подразделения исполняют переход на новой машине, выполняя также испытания стрельбой на полигоне Фурбара (Furbara). Когда в июле 1943 года союзники высадились в Сицилии, у 173-ей эскадрильи был только один FC.20 и три обученных экипажа, чего было слишком мало для оперативного применения.

1 августа, когда 173 эскадрилья Стратегической Разведки была расформирована, FC.20 был передислоцирован на аэродром Фолиньо, с заводского аэродрома Камери туда были направлены две другие машины.

Перемирие 8 сентября на позволило определить сильные и слабые стороны FC.20: 37-мм пушка оказалась мощным оружием, но с заклиниванием при стрельбе и ручным заряжанием. В истребителе FC.20 положение заряжающего было просто жалким: он находился на борту самолета за спиной пилота в неудобной кабине, увенчанной портативной вращающейся пулеметной башенкой, и, практически сидя верхом на пушке, должен был заряжать ее вручную. Число летных часов FC.20 во время пребывания на аэродроме Черветери (25 мая - 27 июля) не превысило 30.

Наиболее серьезный инцидент, в котором участвовал FC.20 произошел в Фолиньо 24 августа 1943 года: у самолета подполковника де Виттембески (de Wittembeschi), при выполнении регулярного испытательного полета, оторвалась левая консоль. В результате самолет упал и взорвался, не оставляя спасения неудачливому пилоту.

Впоследствии (после перемирия) один или два самолета реквизировали немцы, об их дальнейшей судьбе ничего не известно.

Помимо FC.20bis необходимо упомянуть еще две модификации самолета фирмы CANSA.

Первая называется FC.20ter и отличался возвратом к остекленной кабине прототипа и изменениями в конструкции. Самолет оснащался более мощными моторами Fiat A.80 RC.41 мощностью по 1000 л.с. (заменены были также капоты и винты), тормозными решетками и выступающей далеко вперед 37-мм пушкой.

Более радикальными были изменения во время строительства самолета с номером MM.75571 (FC.20quater) - в нем было изменено вооружение: вместо убранных крыльевых 12,7-мм пулеметов в носу были установлены 20-мм пушки Mauser MG 151/20. Также были замены двигатели: на смену устаревшим Fiat A.74 пришли V-образные моторы жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB.601. Пустой вес машины ожидался в районе 5220 кг, максимальная скорость - 500 км/ч, время набора высоты 6000 метров - 13 ' 36 ". Эта машина была собрана перед перемирием и находилась на заводе фирмы. Там возникла идея установки на самолет 54-мм пушки, но учитывая опыт применения более легкой 37-мм пушки от такого варианта отказались.

Техническое описание FC.20bis

Штурмовик CANSA FC.20 представляет собой двухмоторный двухместный цельнометаллический моноплан (низкоплан).

Фюзеляж сварен из стальных марганцовистых труб и до задней кромки крыла покрыт дюралюминиевой обшивкой, хвостовая часть покрыта полотном (за исключением хвостового конуса, также покрытого дюралюминием).

Крыло двухлонжеронное металлическое: лонжероны и нервюры дюралюминиевые, обшивка дюралюминиевая. Элероны имели дюралюминиевый каркас и были покрыты полотном, закрылки были полностью металическими. Шасси убирающиеся - стойка поворачивается назад и полностью убирается в гондолу двигателя.

Хвостовое колесо вращающееся и неубирающееся. Хвостовое оперение двухкилевое, цельнометаллическое, за исключением покрытых тканью отклоняемых поверхностей.

Кабина пилота застекленная с фонарем, откидывающимся в сторону.

Стандартное приборное оборудование для определения параметров полета и управления двигателями.

Топливные баки протектированные: 4 в центроплане крыла, один в фюзеляже.

Двигатели Fiat A.74 R.C.38 с металлическими трехлопастными винтами с шагом, изменяемым в полете.

Вооружение состояло из 37-мм пушки, установленной в носу (боекомплект - 42 снаряда) и двух 12,7 мм пулеметов с боекомплектом 250 патронов на ствол, расположенных в корне крыла. Вооружение стрелка - один 12,7-мм пулемет боекомплект 500 патронов) в турели Caproni-Lanciani Delta.

В фюзеляже размещен бомбоотсек на 250 кг бомб, на крыльях два пилона.




 ЛТХ:
Модификация   FC.20bis
Размах крыла, м   16.00
Длина, м   12.18
Высота, м   4.03
Площадь крыла, м2   40.00
Масса, кг  
  пустого самолета   4770
  максимальная взлетная   6880
Тип двигателя   2 ПД Fiat A.74 R.C.38
Мощность, л.с.   2 х 840
Максимальная скорость , км/ч   420
Крейсерская скорость , км/ч   385
Практическая дальность, км   1150
Практический потолок, м   7350
Экипаж, чел   2
Вооружение:   одна 37-мм пушка Breda (боекомплект 42 патрона) и
  два передних 12.7-мм пулемета Breda-SAFAT с  боекомплектом по 250 патронов,  
  один задний 12.7-мм пулемет Breda-SAFAT на турели Scotti с боекомплектом 500 патронов
  бомбовая нагрузка - 252 кг легких бомб


 Доп. информация :


  Чертеж "CANSA FC.20"
  Фотографии:

 Прототип FC.20 (MM.403)
 Прототип FC.20 (MM.403)
 Прототип FC.20 (MM.403)
 Прототип FC.20 (MM.403)
 Прототип FC.20 (MM.403)
 Прототип FC.20 (MM.403)
 FC.20bis
 FC.20bis
 FC.20bis
 FC.20bis
 FC.20bis
 FC.20bis
 FC.20bis
 FC.20bis
 FC.20bis
 FC.20ter
 FC.20ter
 FC.20ter
 FC.20ter
 FC.20ter
 FC.20quater

  Схемы:

 FC.20
 FC.20bis
 Компоновочная схема
 Модификации самолета

  Варианты окраски:

 FC.20bis
 FC.20bis реквизированный Люфтваффе

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Многоцелевой истребитель и разведчик-бомбардировщик CANSA FC.20
Jonathan W. Thompson. Italian Civil and Military Aircraft
Aerei Italiani - Scheda Tecnica. CANSA FC.20
Le Moniteur de l'Aeronautique 1979-05. Italo de Marchi. Les bimoteurs de combat italien CANSA FC.20
Dimensione Cielo 2. Caccia Assalto. Fc.20 CANSA
Avions 159. Giancarlo Garello. Les Stuka Italiens
Aerofan 1983-03. Andrea Curami, Giancarlo Garello. Nascita e sviluppo dei tuffatori italiani
Samoloty Wojskowe Swiata 1935-1945. CANSA FC-20
CMPR. Colori e Schemi Mimetici Regia Aeronautica 1935-1943
Albertelli. Aviazione Italiana : La Guerra in Italia
Comandosupremo.com. CANSA FC.20 History and Specifications
L+K 1983-08. Vaclav Nenecek. CANSA FC-20bis
L+K 2006-10. Miroslav Balous. CANSA FC.20 (Ter/A)


Уголок неба. 2024



 

  Реклама: