С 1934-го в Голландии работал конструктор Эрих Шацки, эмигрировавший из Германии после установления нацистского режима. Устроившись на фирму Фоккер, он приступил к
проектированию истребителя для ВВС Голландской Ост-Индии. Немецкий инженер предложил цельнометаллический моноплан с двигателем водяного охлаждения Роллс-Ройс "Кестрел", убирающимся шасси и пушечным
вооружением. Э.Фоккер забраковал проект как слишком сложный и дорогой для колониальной авиации и отдал его на переработку ведущему специалисту фирмы И.Беелингу. В результате значительного упрощения
конструкции появился истребитель D. XXI, которому суждено было повоевать, но не в Юго-Восточной Азии, а на севере Европы.
Не нашедший общего языка с Фоккером, доктор Шацки ушел к Кулховену. Пойдя на некоторые компромиссы, он реализовал большинство своих прогрессивных идей в истребителе FK-58. Фюзеляж самолета имел каркас, сваренный из цельнотянутых, стальных труб, и комбинированную обшивку: дюралевые листы - от носа кабины, далее - полотно. Цельнодеревянное крыло - неразъемное,
трапециевидной формы, закругленное на концах, с небольшим поперечным V -несло статически сбалансированные элероны с аэродинамической компенсацией и закрылки с механическим приводом. Крыло
соединялось с фюзеляжем всего четырьмя болтами. Вообще, FK-58 отличался несложностью сборки и обслуживания. Множество легкосъемных панелей и смотровых люков облегчало его ремонт.
Горизонтальное оперение, вынесенное вперед относительно киля, опиралось на V-образные подкосы. Стабилизатор и киль связывали профилированные ленты. Рули и киль - из
стальных труб-лонжеронов и дюралевых нервюр под полотняной обшивкой. Статически сбалансированные рули имели осевую компенсацию. На руле направления устанавливался триммер. Шасси подкосного типа
убиралось в углубления в фюзеляже и в крыле и прикрывалось щитками, укрепленными на стойках. Хвостовое колесо было неубирающимся. Шасси оснащалось масляными амортизаторами конструкции Кулховена и
гидравлическими тормозами.
Три топливных бака общей емкостью 500 л размещались в крыле, 40-литровый маслобак - в фюзеляже. Вооружение состояло из четырех пулеметов MAC (FN-Браунинг Мlе38)
калибра 7,5 мм (по 1000 патронов на каждый), сгруппированных по два в подкрыльевых обтекателях. Предполагалось наличие легких бомб или дополнительной емкости для бензина на внутренней подвеске под
центральной частью крыла.
Эскизная проработка скоростного истребителя подобного американскому Кертисс "Хаук" 75А и французскому Блок MB.151 велась в КБ Кулховена еще до прихода Э.Шацки.
Организационные и технические сложности, с которыми столкнулись создатели самолета, отодвинули все предполагаемые сроки. В ВВС Нидерландов не дождались серийных "Кулховенов" ни в 1936-м, ни в
1937-м. Подразделения истребителей в метрополии получили "колониальные" "Фоккеры" D.XXI и мощные двухмоторные "Фоккеры" G1.
Летом 38-го на заводской аэродром в Валхавене, наконец, выкатили прототип истребителя FK-58, оснащенный двухрядным звездообразным двигателем "Испано-Сюиза" 14 АА-10
(1080л. с. на высоте 4000 м) в капоте NACA (с регулировкой расхода охлаждающего воздуха) и трехлопастным винтом с постоянным числом оборотов. От начала работ над проектом Э. Шацки до постройки
опытной машины прошло всего три месяца.
Самолет испытывался Т.Копперсом с 17 июля 1938 г. Несмотря на вес, превысивший расчетную величину, "Кулховен" обладал неплохими характеристиками, на уровне "Блока" и "Кертисса".
Разработчики FK-58 ориентировались на американский истребитель не зря. Потенциальным покупателем "Кулховенов" было французское правительство, которое с февраля 1938-го вело переговоры об импорте 300
самолетов "Хаук" 75А. Предложив в два раза дешевле истребитель, который почти не уступал бы заокеанскому, голландцы надеялись занять рынок.
С 25 ноября по 1 декабря 1938 г прототип FK-58, окрашенный в голубой цвет и с крупным белым номером "58" на борту, показывали в Париже. Подобно FK-55 за два года до
этого, новый истребитель был заявлен, как один из самых быстрых в мире. Ведь в испытательном полете 22 сентября бортовые приборы зафиксировали 504 км/ч, а в одном из следующих полетов - 890 км/ч в
пикировании с 5000 м. Реальная (не приборная) скорость "Кулховена" не превышала 448 км/ч.
Командование "Арме дель Эр" (ВВС Франции) заинтересовалось FK-58 еще до выставки. 10 октября Копперс перегнал самолет в Виллакубли, на аэродром
летно-исследовательского центра (по другим данным, французы изучали опытный FK-58 с конца лета). Накануне войны авиапромышленность Франции, подорванная укрупнением предприятий и "политикой
прототипов", провалила программу срочного перехода на новую технику. Поэтому изыскивались все возможные способы для пополнения боевых частей современными самолетами.
После закрытия авиасалона истребитель вернули на испытания. Согласно отчету капитана Ладуза, характеристики FK-58 были вполне удовлетворительны (не понравилась
посадочная скорость в 130 км/ч). В декабре самолет, возвращавшийся в Голландию, разбился на бельгийской территории. Во Франции машину восстановили и передали в качестве наглядного пособия в школу
авиамехаников в Рошфоре. Второй прототип, доработанный с учетом замечаний, летал с 14 февраля 1939-го.
Французы заказали 50 истребителей FK-58. Договор находился в ведении министерства колоний: замена "древних" разведчиков-бомбардировщиков "Потез" Р.25 и истребителей
"Девуатин" D.510 на "Кулховены" в Индокитае помогла бы оставить немалое количество более ценных в военном отношении "Моран-Сольнье" MS. 406 во Франции. К концу 39-го в Юго-Восточной Азии
предполагалось развернуть три эскадрильи истребителей FK-58.