Уголок неба ¦ Bell FL-1 Airabonita

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   FL-1 Airabonita
       
Разработчик: Bell
Страна: США
Первый полет: 1940
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Необычным истребителем "Белл" заинтересовался не только Авиационный корпус, но и авиация американского флота. В апреле I938 г. фирма предложила проект палубного варианта своего истребителя. 8 ноября того же года адмиралы заказали палубную модификацию "Аэрокобры". Официально она именовалась XFL-1, а на заводе - "модель 5" или "Эйрабонита". "Бонита" - это такая рыба; выбор названия должен был подчеркнуть морское назначение машины. Самолет являлся скоростным высотным палубным истребителем, а его данные должны были соответствовать требованиям конкурса, объявленного командованием флота в феврале 1938 г.

Не все новшества "Аэрокобры" пришлись по нраву представителям морской авиации. Трехколесное шасси сочли совершенно непригодным для посадки на палубу авианосца. Боялись, что носовая стойка может зацепиться за тросы аэрофинишера. Пришлось вернуться к более привычной схеме с хвостовым колесом. Это самое колесо в воздухе убиралось назад в фюзеляж, немного выступая из него. Чтобы избежать опасности скапотировать, основные стойки шасси выдвинули к переднему лонжерону крыла. При этом ниши для уборки колес вытеснили со своего места радиаторы; последние сместили, наоборот, назад, разместив в выступах под центропланом. Альтернативно прорабатывали установку радиаторов в фюзеляже, но отказались от этого решения, опасаясь проблем с перегревом. Крыло у "Эйрабониты" сделали неразъемным; у нее нельзя было отстыковать консоли.

Вооружение палубного варианта складывалось из двух 7,62-мм синхронных пулеметов сверху в носовой части фюзеляжа и одного 12,7-мм пулемета, стрелявшего через выходной вал редуктора. Некоторые авторы пишут, что альтернативно по оси машины предлагали поставить 20-мм (23-мм) или 37-мм пушку. В последнем случае пулеметы снимались. Вооружение истребителя дополнили мелкими бомбами. Они размещались в небольших отсеках в крыле; по пять отсеков для пяти бомб с каждой стороны.

Чтобы увеличить подъемную силу крыла, его площадь увеличили. Это упрощало как взлет, так и посадку на ограниченной площадке авианосца. Для этого по сравнению с "Аэрокоброй" нарастили как размах крыла, так и его хорду. А вот хвостовую часть фюзеляжа у "Эйрабониты" укоротили.

Поскольку от шасси с передним колесом моряки категорически отказались, пришлось искать другие способы улучшить обзор летчику, еще более важный для палубной машины, чем для сухопутной. Кресло пилота приподняли вверх и сдвинули вперед. Соответственно изменились и контуры фонаря. Боковые двери при этом приобрели новые очертания. Дополнительное окно прорезали в нижней поверхности фюзеляжа как раз перед крылом. Оно находилось под ногами у летчика, который через него следил за правильностью посадки по разметке на палубе.

На самолете должен был быть установлен мотор V-1710-6 в 1150 л.с. Воздух к его карбюратору поступал через небольшой заборник за фонарем кабины по типу ХР-39В. Выхлопная система была непохожа ни на один из вариантов опытного образца "Аэрокобры": с обоих бортов имелись по два коллектора, на три цилиндра каждый. Как и у ХР-39, двигатель через удлиненный вал и понижающий редуктор вращал трехлопастной винт-автомат "Кэртис" с электрическим управлением шагом.

Палубное предназначение истребителя предопределило усиление основных элементов планера и установку опускаемого гака для захвата тросов аэрофинишера. В концах крыла разместили надувные баллоны для увеличения плавучести на случай вынужденной посадки на воду.

Первый полет XFL-1 совершил 13 мая 1940 г. Он был целиком покрашен в серый цвет, за исключением верхней поверхности крыла - ярко-желтой. Вооружение отсутствовало. Центровка машины получилась гораздо более задней, чем у "Аэрокобры". В июле машину передали на официальные испытания морским летчикам, продлившиеся до марта следующего года. Замеренная на них максимальная скорость равнялась 544 км/ч на высоте и 494 км/ч у воды. Все основные показатели оказались на уровне требуемого, за исключением практического потолка.

Но у машины нашли немало недостатков. Продольную устойчивость самолета сочли неудовлетворительной. Машину, также как ХР-39, отправили на продувку в большой аэродинамической трубе. После нее специалисты порекомендовали нарастить вертикальное оперение. Так и сделали. Устойчивость повысилась.

Выявились чрезмерные вибрации планера, вызванные неуравновешенностью длинного вала. Они могли отрицательно сказаться на ресурсе самолета. Требовалось уменьшить амплитуду колебаний или перевести их в менее опасный диапазон. Некоторые проблемы возникли и с мотором.

Испытатели единодушно подвергли критике кабину с дверями. Все они говорили, что традиционный фонарь, секцию которого можно было при необходимости сбросить, гораздо безопаснее.

В феврале 1941 г. на "Эйрабоните" попытались садиться на палубу. Однако испытания на авианосце провалились. Неправильно подобранная жесткость амортизаторов шасси привела к тому, что самолет после касания палубы подскакивал, выдавая затем "козла" за "козлом".

В связи с обилием дефектов в ноябре того же года истребитель вернули на завод в Буффало для доработки. Но вскоре интерес к XFL-1 у флота пропал, вытесненный успехами предложенного фирмой "Ваут" самолета F4U "Корсар", позже запушенного в массовое производство.

Но "Аэрокобры" все-таки появились на палубе авианосца. В 1944 г. перед отправкой на фронт самолеты P-39Q 72-й истребительной эскадрильи оснастили захватами для катапульты. Машины были доставлены к месту назначения на авианосце, стартовали с него и сели на суше.





 ЛТХ:
Модификация   XFL-1
Размах крыла, м   10.68
Длина, м   9.07
Высота, м   3.90
Площадь крыла, м2   21.58
Масса, кг  
  пустого самолета   2345
  нормальная взлетная   3020
  максимальная взлетная   3275
Тип двигателя   1 ПД Allison XV-1710-6
Мощность, л.с.   1 х 1150
Максимальная скорость , км/ч  
  на высоте   543
  у земли   493
Крейсерская скорость , км/ч   476
Практическая дальность, км  
  с ПТБ   2375
  без ПТБ   1555
Максимальная скороподъемность, м/мин   804
Практический потолок, м   9425
Экипаж, чел   1
Вооружение:   один 37-мм пушка или 12.7-мм пулемет и  два 7.62-мм пулемета


 Доп. информация :


  Фотографии:

 XFL-1
 XFL-1
 XFL-1
 XFL-1
 XFL-1
 XFL-1
 XFL-1
 XFL-1
 XFL-1
 XFL-1
 XFL-1
 XFL-1
 XFL-1
 XFL-1
 Кабина пилота XFL-1

  Схемы:

 XFL-1

  Вариант окраски:

 XFL-1

 



 

Список источников:

Эксмо. Владимир Котельников. "Аэрокобра" - Американский истребитель для сталинских соколов
Вацлав Немечек. Bell FL-1  (Перевод и обработка Сомати, 1998)
Aerofiles.com. Bell
Aircraft Profile 165. Frank Dial. Bell P-39 Airacobra (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Crowood. Robert F. Dorr, Jerry C. Scutts. Bell P-39 Airacobra
Monografie Lotnicze. Jacek Tomalik. Bell P-63 Kingcobra, XFL-1 Airabonita, P-39 Airacobra
Putnam. A. J. Pelletier. Bell Aircraft since 1935


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: