Разработка истребителя Fokker D.XVII велась в интересах авиации Голландской Ост-Индии, которая в 1931 году заказала новый истребитель для защиты своих
колониальных владений. Проектирование самолёта заняло всего несколько месяцев и
уже 27 декабря опытный образец D.XVII совершил первый полет. Это был стандартный
для того времени расчалочный биплан с неубираемым шасси и открытой кабиной
пилота. Фюзеляж самолета имел каркас из стальных труб и полотняную обшивку,
крыло было изготовлено из фанеры и обтянуто полотном/ На нем устанавливался
рядный двигатель Curtiss V-1570 "Conqueror" с двухлопастным деревянным винтом
постоянного шага. По основным характеристикам он был аналогичен таким самолётам,
как И-3 и Bristol "Bulldog", немного превосходя их в скорости.
В 1932 году прототип D.XVII передали на войсковые испытания, но к этому времени
колониальная авиация предпочла закупить в США истребители Curtiss P-6 "Hawk" и
от поставок голландских самолётов таким образом отказались. Возможно, последний
истребитель-биплан Энтони Фоккера так и остался бы в единственном экземпляре, не
случись экономический кризис, начавшийся ещё в 1929 году. Голландской авиации
также требовался новый самолёт, но из-за нехватки денег ей пришлось отказаться
от выдачи конкурсного задания. Фоккер предложил свой D.XVII и хотя он не
полностью удовлетворял требованиям заказчика, LVA (Luchtvaartafdeling -
армейские ВВС) в декабре 1932 г. все же заказали 10 самолётов. Одним из условий
принятия на вооружение D.XVII была установка мощного и надежного в эксплуатации
двигателя, из-за чего их меняли три раза: сначала установили французский Hispano-Suisa 12Xbrs (690 л.с.), затем Lorraine-Dietrich "Petrel" (790 л.с.), но
в итоге остановились на британском Rolls-Royce "Kestrel", с ними и была выпущена
основная масса серийных машин.
Истребители поступили двумя партиями в конце 1933 - начале 1934 гг.
Соответственно им были присвоены номера 201-208 и 209-210. Колониальная авиация
"опомнилась" только в 1936 г., дополнительно заказав ещё один экземпляр с
номером 211. Все построенные истребители поступили в распоряжение Jacht
Vliegtuig Afdeeling (армейской истребительно эскадрильи) и на протяжении пяти
лет использовались преимущественно для обучения лётного состава. Голландские
пилоты отмечали простоту пилотирования D.XVII, хотя по сравнению с современными
монопланами D.XXI он начал сильно отставать в скорости.
На 10 мая 1940 года в строю все ещё оставалось семь истребителей (номера
202-205, 207, 209, 210), базировавшиеся на авиабазе Де Влиит на острове Тексель.
Из-за нехватки пилотов в первый день войны D.XVII простояли без дела, но 11 мая
командование голландских ВВС решило использовать их по прямому назначению. В
этот день был получен приказ о перебазировании на аэродром Бюькслоот
(Buiksloot), откуда истребители должны были вылетать на сопровождение лёгких
бомбардировщиков Fokker C.V и C.X. Этот перелет закончился для D.XVII более чем
плачевно. Маршрут, по которому следовало лететь истребителям, проходил над
военно-морской базой Ден Хелдер. Моряки, посчитав что своей авиации в этом
секторе быть просто не должно, обстреляли группу "фоккеров", подбив два
самолёта. Сержанту Герман Герардус Шамхарт (Herman Gerardus Schamhart) пришлось
идти на вынужденную посадку, в результате которой самолёт с номером 202 был
полностью разбит. Второй истребитель (номер 203), который пилотировал второй
лейтенант Роозенберг (Roosenberg), сумел дотянуть до места старта, так и
оставшись там вместе с истребителем под номером 207, который был поврежден в
ходе налета немецкой авиации. Вечером 12 мая D.XVII сделали единственный боевой
вылет, сопровождая один Fokker C.X и четыре C.V, вылетевших бомбить немецкие
войска у г.Греббеберг. Столкновений с авиацией противника так и не произошло, но
все три оставшиеся истребителя получили сильные повреждения от огня с земли. В
результате два самолёта (н.209 и 210) приземлились на аэродроме Состерберг
(Soesterberg), где были уничтожены утром следующего дня. Последний D.XVII
(н.205) благополучно вернулся в Бьюкслоот и оставался там в течении суток, пока
наземная команда не вывела его из строя, что бы он не достался немцам.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Fokker D.XVII |
Размах крыла, м |
9.60 |
Длина, м |
7.20 |
Высота, м |
3.00 |
Площадь крыла, м2 |
20.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1100 |
нормальная взлетная |
1480 |
Тип двигателя |
1 ПД Rolls-Royce Kestrel IIS |
Мощность, л.с. |
1 х 595 |
Максимальная скорость , км/ч |
350 |
Крейсерская скорость , км/ч |
290 |
Практическая дальность, км |
850 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
8750 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два 7.92-мм пулемета |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2024
|