Fw.189 Behelfsnachtjoger - специальный ночной истребитель, разработанный бременской компанией Focke-Wulf Flugzeugbau AG. Самолёт
создавался для выполнения узкоспециализированной задачи на Восточном фронте. На протяжении всего периода войны командование Люфтваффе так и не нашло
эффективного способа борьбы с лёгкими ночными бомбардировщиками Н. Н. Поликарпова У-2 (По-2), буквально терроризировавшими по ночам прифронтовые расположения наземных войск. Немцы столкнулись с
весьма неожиданной и, самое главное, эффективной тактикой применения этой во всех отношениях устаревшей модели самолёта, тактикой "беспокоящих налётов". Она заключалась в том, что лёгкие
бомбардировщики поодиночке на сверхмалой высоте с выключенными двигателями свободно планировали, пересекая линию фронта и оставаясь совершенно незаметными для средств ПВО противника. Также с
выключенными двигателями самолёты подходили к заданной цели. Несмотря на совершенно символическую для бомбардировщиков Второй Мировой Войны бомбовую нагрузку в 100, а иногда даже 50 кг, подобные
бомбардировки носили отнюдь не характер психологического воздействия. С малой высоты бомбометание производилось с очень высокой точностью, несмотря даже на тёмное время суток и рудиментарные
средства прицеливания. После сброса бомбовой нагрузки двигатель снова включался, и бомбардировщик пытался быстро уйти из зоны бомбометания, набирая максимальную скорость. Затем перед
пересечением линии фронта самолёт снова переходил в состояние свободного планирования на малой высоте и, таким образом, оставался не обнаружимым для противника. По воспоминаниям советских
пилотов, летавших на У-2, после заводской доработки самолёта в 1942-м году бомбовая нагрузка была существенно увеличена - до 250 кг (в отдельных случаях - до 500 кг), вылеты производились иногда
до шести-семи раз за ночь. "Швейные машинки" - так солдаты Вермахта прозвали У-2 за характерный стрекочущий звук двигателя, доставляли массу хлопот для противника в прифронтовой полосе. Тактика
"беспокоящих налётов" была настолько простой и эффективной, что Люфтваффе с удовольствием переняли её у русских, используя также устаревшие разведчики Henschel Hs.126. Разумеется, командованием
Люфтваффе неоднократно предпринимались попытки, если не прекратить "беспокоящие налёты" У-2, то, по крайней мере, снизить их частоту и эффективность. Применение имевшихся тогда на вооружении
тяжёлых ночных истребителей Ju.88С и Bf.110G оказалось малоэффективным для решения этой задачи. И "Мессершмитт" и, тем более, "Юнкерс" не обладали достаточной маневренностью на малых высотах, на
которых обычно применялся "небесный тихоход", и, к тому же, имели для этого слишком высокую скорость. Идея использовать для подобных целей FW.189 пришла к руководству Люфтваффе ещё и потому, что
к лету 1944-го года применение самолёта на Восточном фронте в дневное время в качестве разведчика и корректировщика стало совершенно небезопасным, даже с использованием истребительного
прикрытия. "Рама" всегда становилась первоочередной целью советских перехватчиков и зенитной артиллерии. На фоне сократившегося, а в последствии, и прекратившегося производства "Филинов" (в
течение всего 1944-го года было изготовлено всего 12 экземпляров FW.189), меры по переводу самолетов на ночное использование могли помочь сократить невосполнимые потери парка разведывательных
самолётов Люфтваффе. Идея нашла поддержку в высших кругах Люфтваффе и с начала 1944 года, некоторые серийные FW.189А-1 начали оснащать радиолокатором
FuG.212C-1 "Litchenstein" с обычной антенной группой в форме большого четырехкратного диполя, монтировавшимся в носовой части гондолы экипажа, что исключало возможность размещения там
сколько-нибудь эффективного истребительного вооружения. Для ведения воздушного боя верхняя шкворневая установка с 7,9 мм пулемётом MG.15 или со спаренным 7,9 мм пулемётом MG.81Z демонтировалась,
и вместо неё устанавливалась жёстко закреплённая 20 мм пушка-автомат MG.151/20. Она монтировалась под наклоном вверх и немного вперёд наподобие системы "Schrage Musik" ("Джазовая музыка"),
устанавливавшейся на большинстве ночных истребителей Люфтваффе. Здесь необходимо заметить, что часто машины серии A-1 доводились до стандартов серии A-2 в полевых условиях, путём простой смены
одноствольных 7,9 мм пулемётов MG.15 в верхней шкворневой установке и задней турели на спаренные установки MG.81Z. (Ещё одним незначительным отличием двух этих серий друг от друга было наличие в
нижней части гондолы экипажа лючка для сброса стреляных гильз.) К тому же, серийно, начиная с 1941-го года, машин серии A-2 было выпущено значительно большее количество, чем серии A-1. Поэтому
нельзя однозначно ответить на вопрос: какое именно количество самолётов той или иной серии было конверсировано в истребители? Иногда даже 20 мм пушка считалась слишком мощным вооружением для
борьбы с фанерно-перкалевыми бипланами русских, и на "Филина" часто устанавливался её пятнадцатимиллиметровый аналог MG.151/15. Для обеспечения светомаскировки на выхлопные патрубки двигателей
монтировались фильтры-пламегасители. В этих трёх доработках собственно и заключалась суть конверсии разведывательного самолёта в ночной истребитель. Перевооружение включало, помимо всего
прочего, снятие всех разведывательных компонентов. Разумеется, громоздкая антенна радиолокатора, пламегасители и несколько увеличившийся вес самолёта отрицательно сказались на его лётных
характеристиках, но это не стало определяющим фактором в выборе новой специализации "Филина". Самолёт был назван FW.189 Behelfsnachtjoger - "Вспомогательный ночной истребитель".
Первые два истребителя поступили на вооружение ночной истребительной эскадры "Сто" NJG100, сформированной в Брянске в августе 1943-го, в марте
1944-го года. Затем, начиная с мая месяца, они стали регулярно в небольших количествах поступать на вооружение преимущественно первого штаффеля эскадры 1./NJG100. К июню общее количество
истребителей FW.189A на вооружении "сотой" эскадры достигло восьми. Затем в августе пять из них были переведены во вторую группу II./NJG100. К сожалению, сведений об эффективности применения
FW.189 в качестве ночных истребителей не осталось. В воспоминаниях советских лётчиков эти машины также не фигурируют. Каких успехов достигли эти заслуженные бойцы на поприще борьбы с ночными
бомбардировщиками У-2, осталось невыясненным. Последние редкие появления их были зафиксированы в феврале-марте 1945-го года в районе аэродромов Данциг, Вицкерстранд, Грайфсвальд. Всего в ночные
истребители были конверсированы около 30-ти экземпляров FW.189А.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Fw.189a-1 |
Размах крыла, м |
18.40 |
Длина, м |
12.03 |
Высота, м |
3.10 |
Площадь крыла, м2 |
38.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2830 |
нормальная взлетная |
3950 |
максимальная взлетная |
4170 |
Тип двигателя |
2 ПД Argus Аs-410А-1 |
Мощность, л.с. |
2 х 465 |
Максимальная скорость , км/ч |
350 |
Крейсерская скорость , км/ч |
325 |
Практическая дальность, км |
670 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
500 |
Практический потолок, м |
7300 |
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
два 7.9-мм пулемета МG-17 в корне крыла и один 7.9-мм пулемет
MG15 либо два 7,9 мм MG.81Zв кормовой турельной установке и одна 15-мм
(20-мм) пушка MG 151/15 (или MG 151/20) |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты окраски:
|
Fw 189A-1 NJG 10 |
|
Уголок неба. 2004
|