С августа 1941 г., из сборочного цеха завода фирмы "Арадо" в Варне-мюнде
стали выходить строившиеся по лицензии истребители FW 190А-2. В октябре к
выпуску самолетов этой модификации приступили также завод "Фокке-Вульф" в
Мариенбурге, а также предприятие фирмы "Аго" в Ошерслебене. Головной серийный
FW 190А-2 (заводской номер 120201), он же прототип V14. впервые был оснащен
двумя 20-мм пушками MG 15! в корневой части крыла взамен пулеметов MG 17. На
верхней поверхности крыла в районе казенной части пушек появилась характерная
выштамповка-обтекатель. Также, как и последние FW190A-1, часть самолетов серии
А-2 дополнительно вооружалась двумя пушками MG/FF калибра 20 мм во внешней части
крыла.
Бронированное лобовое стекло толщиной 57 мм было установлено под углом 63°. За
ним монтировался прицел Revi-C/12d. Система управления оружием позволяла вести
огонь из любой пары пушек или только из пулеметов. Переключая соответствующие
тумблеры в кабине, пилот мог подключать к боевой кнопке и "смешанные" варианты:
только пушки, пару пушек и пару пулеметов, все оружие одновременно. Бронирование
состояло из 14-мм заголовника, 8-мм бронесидения и бронеспинки, а также
небольших плиток такой же толщины, прикрывавших пилота от огня противника
сзади-сбоку.
Самолеты модификации А-2 оснащались усовершенствованными двигателями BMW 801
С-2, основные "выходные" характеристики которых, однако, не отличались от данных
моторов серии С-I. Часть "Фокке-Вульфов" относилась к типу A-2/U1, получившему
помимо обычной радиостанции FuG VII и самолетного ответчика FuG 25 еще и
радиокомпас PKS. Летом 1942 г. небольшое число самолетов серии А-2
модифицировали путем увеличения толщины брони; эти машины получили наименование
A-2/U3. На истребителях серии А-2 конструкторы "Фокке-Вульф" применили
механический индикатор-солдатик выпущенного положения стоек шасси, но на более
поздних модификациях от него отказались.
Пустой самолет FW 190A-2 основной модификации весил 3170 кг; при установке
дополнительных пушек "Эрликон" MG/FF во внешней части крыла масса пустой машины
увеличивалась до 3250 кг. Нормальная полетная масса в зависимости от варианта
вооружения варьировалась от 3850 до 3980 кг. Максимальная скорость истребителя
на высоте 5500 м составляла 625 км/ч, а при использовании чрезвычайного
одноминутного режима - 660 км/ч на высоте 6400 м. Практическая дальность при
скорости полета 445 км/ч не превышала 900 км. Истребители FW I90A-2 поступали в
первую очередь на вооружение всех трех авиагрупп эскадр JG2 и JG26, затем II,
III и IV групп эскадры JG1 также дислоцированных на Западе.
Весной 1942 г. фирма BMW наладила серийное производство мотора BMW 801D-2
взлетной мощностью 1800 л.с. На номинальном режиме у земли мотор развивал
мощность 1570 л.с, а на высоте 5200 м - 1420 л.с. Мотор серии D-2 отличался от
двигателей серии С-2 увеличенной степенью сжатия смеси в цилиндрах (с 6,5 до
7,22), иным передаточным отношением от коленвала к валу приводного центробежного
нагнетателя, а также некоторыми другими усовершенствованиями. Первое время оба
варианта двигателя выпускались параллельно (опять напрашиваются аналогии с
советскими двигателями М-82Ф и М-82ФН, которые также определенное время
строились одновременно; ими оснащали Ла-5Ф и Ла-5ФН, соответственно). Это
привело к существенным затруднениям в "распознавании" модификаций истребителя "Фокке-Вульф".
Дело в том, что двигателями BMW 801 D-2 стали оснащать истребители модификации
А-3. Поскольку таких моторов какое-то время не хватало, на одном конвейере
одновременно продолжали производить и самолеты серии А-2 с двигателями BMW 801
С-2. Возникла определенная путаница с заводскими номерами: его последние три
цифры стали связывать с номером очередного изготовленного планера, а
предшествовавшее им четырехзначное число (точнее, третью цифру в нем) - с
модификацией. Ситуацию иллюстрирует таблица выпуска истребителей FW 190А-2 и
А-3.
Читателя не должно вводить в заблуждение то обстоятельство, что полный список
номеров во второй колонке для первых трех заводов вдвое превышает указанное
число построенных истребителей. Поскольку самолеты серий А-2 и А-3 на
определенном этапе изготовления были "перемешаны", то следом за самолетом серии
А-2 с номером, к примеру, 120400 мог идти самолет серии А-3 с номером 130401,
при этом самолетов с номерами 120401 и 130400 не существовало! По некоторым
данным, серия А-3 насчитывала 580 машин, в этом случае общее число изготовленных
"сто девяностых" типа А-2 не превышает 329 единиц (в литературе встречается
информация об иных объемах выпуска самолетов серий А-2 и А-3: 426 и 425,
соответственно, но они противоречат обшей сумме в 909 машин, которую указывает
германский историк П. Родайке).
Прототипами для варианта А-3 стали три самолета, переоборудованных из FW 190А-0
(заводские номера 014, 025 и 028). Внешне самолеты серии А-3 отличались от А-2
формой обтекателей всасывающих патрубков нагнетателя (выпуклости на боковых
поверхностях капота). Если прежде выпуклость была симметрична относительно
продольной оси самолета, то на А-3 ее верхняя образующая стала прямой, а
"хвостик" обтекателя приподнялся вверх. "Жабры" постоянного сечения на выходе из
мотоотсека были заменены управляемыми створками. Вооружение А-3 состояло из
четырех пушек и двух пулеметов, аналогично довооруженным FW 190А-2.
В октябре 1942 г. - марте 1943 г. в рамках программы "Гамбург" была построена
экспортная серия из 72 истребителей FW 190Аа-3 для Турции. На "турецких" машинах
вместо крыльевых пушек MG 151 снова установили пулеметы MG 17 (по типу A-1/U1).
Интересно, что в тот же период времени англичане продали Турции некоторое
количество своих "Спитфайров". В небе этой страны можно было наблюдать
удивительную для воюющей Европы картину: FW 190 и "Спитфайр" мирно летали бок о
бок.
Несколько самолетов серии А-3 были использованы как опытные:
-
A-3/U2 в качестве носителя реактивных снарядов "Рейнметалл-Борзиг" RZ 65;
-
один из A-3/U3 для испытания тропических фильтров, установленных на выведенные
наружу всасывающие патрубки нагнетателя;
-
A-3/U7 в качестве высотного облегченного истребителя, построенного в трех
экземплярах и отличавшегося отсутствием крыльевых пушек MG/.T и фюзеляжных
пулеметов, а также применением наружных всасывающих патрубков нагнетателя.
Три варианта с заводскими доработочными комплектами выпускались серийно. Это
A-3/U1 - вариант дальнего истребителя-бомбардирошика (Grosser Jabo), построенный
десятками экземпляров, A-3/U3 - истребитель-бомбардировщик с различными
вариантами держателей для подвески бомб (II машин; применялся, в частности, и с
8xSC50), а также A-3/U4 - самолет-разведчик с аэрофотоаппаратами Rb 50/30 и Rb
75/30, выпущенный в количестве 12 экземпляров. половину из которых в феврале
1942 г. передали в отряд 9(H)/LG 2.
Масштабы производства FW 190А в 1942 г. заметно выросли. Так, если в 1941 г.
было построено всего 228 FW 190 (Люфтваффе принята 191 машина), то в 1942 г. -
уже 1918 самолетов этого семейства, в том числе 1850 истребителей и 68
истребителей-бомбардировщиков (приняты 1645 и 50 машин, соответственно).
Следует подчеркнуть, что наращивание числа боевых подразделений Люфтваффе,
вооруженных FW 190А, вызвало серьезную обеспокоенность англичан. Складывалась
ситуация, когда Истребительное командование было весьма заинтересовано в
отыскании слабых мест оппонента, а для этого надо было получить в распоряжение
хотя бы один "сто девяностый". Выдвигались весьма оригинальные идеи. Один из
пилотов, к примеру, предлагал воспользоваться трофейным Bf 109Е, нарядить в
форму офицера Люфтваффе английского летчика, владеющего немецким языком, а затем
устроить имитацию воздушного боя с "вынужденной посадкой" на аэродроме "Фокке-Вульфов".
Далее планировалось, что "разгоряченный боем" псевдонемец каким-то образом
окажется в кабине FW 190 и угонит его из-под носа охраны...
Более реалистичный, но тоже авантюрный сценарий предлагали офицеры коммандос.
Основываясь на успешном опыте похищения блоков германской радиолокационной
станции в ночь на 28 февраля 1942 г., они разработали план операции,
предусматривающей кратковременный, на несколько десятков минут, захват
вражеского аэродрома британскими парашютистами. В числе диверсантов должен был
быть квалифицированный пилот, а остальное, как говорится, дело техники. Этот
план всерьез обсуждался и даже получил кодовое название "Эйртиф" (Airthief)-
Объектом нападения выбрали аэродром Абвиль. Но по воле случая все эти намерения
остались неосуществленными. Дичь сама вышла на охотника.
В ходе боя со "Спитфайрами" над юго-западной Англией 23 июня 1942 г. адъютант
группы III/JG 2 обер-лейтенант А. Фабер потерял ориентировку и принял
Бристольский канал за Ла-Манш. Считая, что он находится над территорией
оккупированной Франции, Фабер совершил посадку на первом подвернувшемся
аэродроме. Этим аэродромом оказался Пембри в Южном Уэльсе. Так в руки англичан
попал совершенно исправный FW 190А-3 (заводской номер 130313). Самолет
немедленно переправили в центр боевого применения в Дансфорде, где его
использовали для проведения сравнительных испытаний с несколькими типами
истребителей союзников. Д
Единственным из имевшихся летом 1942 г. на вооружении союзников
типом истребителя, способным более-менее достойно противостоять FW 190А-3, был "Спитфайр"
IX. Однако следует подчеркнуть. что в конце июля 1942 г. Истребительное
командование располагало всего двумя эскадрильями истребителей "Спитфайр" IX
(64-й на аэродроме Хорнчерч и 611-й на аэродроме Редхилл), в то время как
Люфтваффе получили от промышленности уже более 1000 самолетов семейства FW 190,
из которых свыше 400 находились в частях первой линии.
К концу лета 1942 г. Третий рейх достиг пика своего могущества, впервые за всю
историю получив контроль (вместе со своими союзниками) почти над всей
территорией Европы. Этот период совпал с зенитом боевой карьеры истребителя FW
190. Вооруженные данной машиной подразделения немецких истребительных эскадр
сравнительно легко брали верх над любым соперником, встреченным в небе. В
дальнейшем положение "сто девяностого" стало ухудшаться, что потребовало от его
конструкторов быстрых и эффективных решений.