Самолеты "Фокке-Вульф" хорошо зарекомендовали себя в боях с британскими
истребителями и при атаках наземных целей. Но в схватках с американскими
тяжелыми бомбардировщиками выявилась недостаточная эффективность их бортового
оружия. FW 190А-4, вооруженный четырьмя 20-мм пушками и парой 7,92-мм пулеметов,
за трехсекундный промежуток времени мог выпустить 130 снарядов калибра 20 мм
(7,92-мм пули были совершенно неэффективны против живучих многомоторных
самолетов). Опыт боев показал, что в среднем для поражения четырехмоторного
бомбардировщика при атаке с задней полусферы требовалось 20 попаданий 20-мм
снарядов, а анализ пленок фотокинопулеметов свидетельствовал, что лишь 2%
снарядов из общего числа выпущенных достигали цели. Отсюда следовало, что для
поражения тяжелого бомбардировщика истребитель должен был выпустить не менее
1000 снарядов калибра 20 мм! Это число вдвое превосходило боекомплект FW 190А-4.
Другими словами, для поражения тяжелого бомбардировщика его должны были
атаковать не менее двух истребителей. Перед конструкторами встала задача
срочного увеличения огневой мощи "сто девяностого".
В ноябре 1942 г. в серийное производство был передан новый вариант истребителя
FW 190А-5, у которого переднюю секцию фюзеляжа удлинили на 150 мм. Это
мероприятие существенно улучшило управляемость истребителя. Прототипом для А-5
послужил серьезно доработанный A-3/U1. Помимо уже упоминавшихся четырех заводов
к изготовлению FW 190А-5 привлекли предприятие "Фокке-Вульф" в Зорау. В период с
ноября 1942 г. по июнь 1943 г. со сборочных линий сошли 1752 истребителя
модификации А-5.
FW 190А-5 имел целую гамму заводских доработочных вариантов. В серийное
производство передавались:
-
A-5/U2 - ночной истребитель-бомбардировщик с увеличенной дальностью полета. Он
имел пламегасители на боковых и нижних патрубках мотора, бомбодержатель ЕТС 250
под фюзеляжем и два держателя фирмы "Мессершмитт" под крылом для подвески
300-литровых бензобаков. Артво-оружение - две пушки MG 151. Впоследствии этот
вариант назван G-2/N;
-
A-5/U3 - штурмовик, подобный A-4/U3. Имел три бомбодержателя ЕТС 501 -
подфюзеляжный для SC 500 и два подкрыльевых для SC 250, а также
дополнительное бронирование. Всасывающие патрубки были оборудованы тропическими
фильтрами. Впоследствии назван F-2;
-
A-5/U4 - истребитель-разведчик с двумя аэрофотоаппаратами. Крыльевые пушки MG/FF
демонтированы;
-
A-5/U8 - истребитель-бомбардировшик с увеличенной дальностью полета, прототип
для серий G-I (с подкрыльевыми держателями бензобаков фирмы "Юнкере") и G-2 (с
держателями фирмы "Мессершмитт"). Артвооружение ограничено двумя пушками MG 151
в корневой части крыла;
-
A-5/U17 - бронированный штурмовик, прототип для серии F-3.
Помимо этих машин ряд U-вариантов модификации А-5 использовался для отработки
нового состава вооружения:
-
A-5/U9 - с крупнокалиберными пулеметами MG 131 вместо MG 17;
-
A-5/U10 - с пушками MG 151 во внешней части крыла вместо MG/FF;
-
A-5/U11 - с подвесными пушками МК 103 на месте MG/FF;
-
A-5/U12 - с двумя подвесными контейнерами с парой пушек MG 151 в каждом вместо
MG/FF;
-
A-5/U13 - с электрическим бомбосбрасывателем, позволяющим применять бомбы по
одной или серийно, а не залпом, как практиковалось ранее;
-
A-5/U16 - самолет, аналогичный A-5/U11, но во внешней части крыла установлены
пушки МК 108.
Варианты U14 и U15 представляли собой истребители-торпедоносцы. После того как
испытания закончились с неудовлетворительным результатом, UI5 был использован
для опытов, связанных с боевым применением планирующей бомбы BV 246.
Полевые доработочные комплекты R1 и R6 для FW 190А-5 не отличались от
применявшихся для А-4, однако на одном из A-5/R6 прошли испытания реактивные
снаряды Wfr.Gr.28 калибра 280 мм. В ходе выполненных пусков в исследовательском
центре Люфтваффе Тарневиц обнаружилось слишком большое рассеяние, поэтому от
широкого применения таких крупнокалиберных реактивных снарядов отказались.
Реактивные 210-мм снаряды были впервые применены на истребителях FW 190A-4/R6 и
FW 190A-5/R6 летом 1943 г. Опыт сочли успешным, хотя количество пораженных
снарядами самолётов противника оказалось невелико. В горячке боя летчики с
трудом определяли дистанцию до противника и выбирали необходимое упреждение. В
результате большая часть ракет взрывалась либо с недолетом, либо с перелетом. И
все же определенную положительную роль они играли, поскольку "давили" на
противника психологически. Известно также об использовании этих реактивных
снарядов для обстрела наземных целей на Восточном фронте.
Один из самолетов модификации А-5 продали Японии, и он прошел летные испытания в
этой стране. Другой самолет, вероятно, модификации A-5/U3, в июле 1943 г. попал
в руки советских специалистов из НИИ ВВС КА. Судя по заводскому номеру (151151),
машину изготовил завод "Фокке-Вульф" в Мариенбурге весной 1943 г. Выяснилось,
что помимо обычной для FW 190 бронезашиты массой 110 кг машины типы A-5/U3 несли
еше 16 дополнительных бронеплит массой около 200 кг. К сожалению, мотор трофея
работал неважно и не позволил получить достоверные сведения о летно-технических
характеристиках германской новинки.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Fw.190a-5 |
Размах крыла, м |
10.50 |
Длина, м |
9.10 |
Высота, м |
3.95 |
Площадь крыла, м2 |
17.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3080 |
нормальная взлетная |
4765 |
Тип двигателя |
1 ПД ВМW-801D-2 |
Мощность, л.с. |
|
взлетная |
1 х 1730 |
в полете |
1 х 1440 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
на высоте |
625 |
у земли |
500 |
Крейсерская скорость , км/ч |
525 |
Практическая дальность, км |
|
без ПТБ |
800 |
с ПТБ |
1500 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
846 |
Практический потолок, м |
10200 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки МG-151 в корне крыла с 200 снарядами 2х 250-кг бомбы |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|