К концу 1940-го в рядах создателей ЛаГГ-3 наметился раскол. Возможно, сработал "человеческий фактор". Каждому хочется обрести самостоятельность и
проявить себя в жизни, и создатели ЛаГГ-3 не исключение. Горбунов предложил
проект пикирующего бомбардировщика ПБ-301, а Гудков - истребитель
Гу-1(Гу-37) по типу американской "Аэрокобры". К тому времени на заводе
№301 остался лишь небольшой коллектив конструкторов во главе с Михаилом
Ивановичем, поскольку для освоения серийного выпуска истребителя И-301
Лавочкин уехал в Ленинград, а Горбунов - в Таганрог. Создание самолета
- дело трудное, требующее огромных усилий и времени. К лету 1941-го удалось
окончательно определить облик новой машины и приступить к разработке ее
чертежей (Гу-1). Но начавшаяся война заставила пересмотреть планы мирного
времени. Через месяц после начала войны, когда стало ясно, что Красная
Армия понесла огромные потери и требовалось не только быстро восполнить их,
но и обеспечить превосходство над противником, нарком авиационной
промышленности А.И.Шахурин предложил Сталину прекратить разработку ряда
самолетов, проект же "Аэрокобры"- временно законсервировать. Спустя два дня
ГКО утвердил эти предложения, и коллектив Гудкова сосредоточил все усилия на
самолетах Гу-37 и Гу-82.
Осенью 1941-го КБ Гудкова эвакуировали в Новосибирск на завод №153, но там
он пробыл недолго и в декабре Михаила Ивановича направили в Горький для
внедрения в серию самолетов Гу-82 и Гу-37. Но этого не произошло.
Рассказывают, что Лавочкин, воспользовавшись своим служебным положением, не
подписал пропуск Гудкову, оставив своего бывшего единомышленника за воротами
предприятия. Одного этого действия достаточно, чтобы перечеркнуть написанный
журналистами и писателями "портрет тихого интеллигента" Лавочкина.
Предложение по "Аэрокобре" Гудков сделал не позже середины сентября 1940-го,
а постановление Комитета обороны о его разработке вышло в последний день
октября того же года. Построить же машину, законсервированную почти на два
года, удалось лишь весной 1943-го. В то время КБ Гудкова располагалось на
территории завода №156. Расчеты показывали, что максимальная скорость Гу-1
будет не ниже 700 км/ ч, при посадочной - 135 км/ч. Скоростная дальность -
1000 км, потолок - 10000м, а на набор 8000 м уходило 10 мин. Самолет имел
очень мощное вооружение, включавшее пушку калибра 23 мм и по паре пулеметов
БС и ШКАС. Для испытаний Гу-1 Михаил Иванович пригласил летчика-инженера
А.И.Никашина. Выбор этот был не случаен, поскольку Алексей Иванович
пользовался особым уважением и непререкаемым авторитетом у летчиков.
Конструктор очень торопился с выпуском машины в полет и его можно понять,
ведь время было военное. На Гу-1 не полностью установили купола шасси,
отсутствовали створки переднего колеса, а предкрылки были плохо пригнаны. По
мнению разработчиков эти недоделки не служили препятствием для начала летных
испытаний и, получив "добро" от наркомата, ЛИИ и ЦАГИ, стали готовить машину
к полету.
Первые две рулежки состоялись 18 марта 1943 года с разгоном до скорости
120-140 км/ч. Тогда же обнаружилось, что на разбеге машину уводило в
сторону, но разворот легко парировался легким торможением левого колеса и
отклонением руля направления.
Спустя два месяца, выполняя четвертую рулежку, Никашин оторвал машину от ВПП
на скорости 220 км/ч, пролетев над полосой на высоте 0,1-0,12 м. При весе
4350 кг разбег не превышал 550-570 м. Через восемь дней, 29 мая - пятый
подлет. На этот раз крыльевые щитки были отклонены на 15°, а купола шасси
заклеили полотном. Высота над ВПП - 0,2 м.
12 июня 1943 года подполковник Никашин прогрел мотор и в 14 ч 15 мин. Гу-1
отправился в свой первый и последний полет с Центрального аэродрома Москвы.
В тот день вместо праздника произошла катастрофа. Ответа на вопрос, почему
это произошло, нет и по сей день, но тогда мнения многих специалистов,
оставивших свои подписи под ранними заключениями по машине, были
категоричны: "Виноват конструктор".
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Гу-1 |
Размах крыла, м |
10.00 |
Длина, м |
10.68 |
Высота, м |
4.60 |
Площадь крыла, м2 |
20.00 |
Масса, кг |
|
пустого |
3742 |
взлетная |
4620 |
Тип двигателя |
1 ПД АМ-37 |
Мощность, л.с. |
1 х 1400 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
на высоте |
674 |
у земли |
520 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
одна 37-мм пушка Ш-37 (боекомплект - 81 снаряд) шесть пулеметов |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|