Прибывшие в Англию DB-7 французского заказа с моторами R-1830-S3C4-G,
названные "Бостон" II, использовать как бомбардировщики тоже не захотели. Сочли,
что бомбовая нагрузка и дальность полета маловаты, чтобы с баз в Южной Англии
бомбить Германию. Однако этим самолетам нашли другое применение. Их решили
переделать в тяжелые ночные истребители.
Имевшиеся тогда у англичан бортовые РЛС были довольно тяжелыми и громоздкими.
Кроме того, они были непросты в эксплуатации, для работы с ними обязательно
требовался второй член экипажа. Поэтому все одноместные истребители отметались и
ставили это оборудование в основном на двухмоторные машины с экипажем из двух
или более человек. Однако самолет должен был быть достаточно быстроходным и
маневренным, чтобы перехватить вражеский бомбардировщик и вести с ним бой. "Бостон"
этим условиям удовлетворял.
Для отличия от бомбардировщиков ночные истребители получили собственное
обозначение - "Havoc" (Хэвок", альтернативно предлагались "Мунфайтер" и "Рейнджер").
Первый его вариант именовался "Хэвок" I. Нос фюзеляжа с кабиной штурмана
отрезали и заменяли неостекленным отсеком с восемью 7,69-мм пулеметами "Браунинг"
и радиолокатором. Антенны РЛС AI Mk.IV (на некоторых машинах смонтировали более
совершенные AI Mk.V) стояли на кончике носа (стреловидная передающая), на бортах
под кабиной и на крыльях (Т-образные приемные). Оборонительного вооружения такие
"Хэвоки" не имели. Членов экипажа было двое - пилот и оператор РЛС. Бомб эти
самолеты не несли.
Существовал и другой вариант "Хэвока" I, так называемый "интрадер". Это было
официальным названием - "Хэвок" I (Интрадер). Сначала, правда, он именовался "Хэвок"
IV. Если назначение первой модификации было чисто оборонительным, то "интрадеры"
выполняли наступательные функции - по ночам терроризировали аэродромы немцев
у
Ла-Манша, атакуя вражеские самолеты и в небе, и на земле. В этом случае
переделки базового самолета были минимальны. Остекление носа сохранялось, так же
как и место штурмана и бомбовое вооружение (под максимальную нагрузку 1100 кг).
Четыре пулемета "Браунинг" монтировались в носу и один (по некоторым источникам
- два) "Виккерс К" в кабине стрелка-радиста. На выхлопные патрубки моторов
надевали пламегасители. По своей тактике "интрадеры" были сходны с
действовавшими у нас в Авиации дальнего действия ночными охотниками-блокировщиками. Задача ставилась та же: парализовать аэродромы
противника.
Блокировщик появлялся над летным полем, обстреливал взлетающие и садящиеся
самолеты, стоянки, ангары и аэродромную технику; время от времени он сбрасывал
бомбы, обычно осколочные небольшого калибра.
Еще одним вариантом "Хэвока" являлся "Турбинлайт" - летающий прожектор. Идею
подал уинг-коммандер У. Хельмор. На этом самолете в носовую часть фюзеляжа
поместили мощный импульсный прожектор, дававший вспышку в 2700 миллионов свечей.
Прожектор и блок питания для него изготовило английское отделение "Дженерал
электрик". Интересно, что стекло, через которое он светил, сделали плоским, без какого-либо аэродинамического обтекателя. Но даже это не смогло повредить
пилотажным качествам машины. Аккумуляторы прожекторной станции заняли весь бомбоотсек. Поиск цели производился с помощью бортового радиолокатора. Две
стреловидные передающие антенны стояли по бокам окна прожектора, а приемные -
как у первого варианта "Хэвока", на бортах фюзеляжа и крыле. Оператор РЛС сидел
в задней кабине.
"Турбинлайт" вооружения не нес и всегда работал совместно с истребителем. Найдя
цель с помощью радиолокатора, он приближался к вражескому самолету (на дистанцию
250 м или меньше) и освещал его, показывая напарнику. Истребитель должен был
обстрелять врага и постараться сбить.
Существовал и еще один вариант "Хэвока", который часто называют "Пандора". Помни
те легенду о ящике Пандоры, из которого лезла всякая жуть? Из бомбоотсека "Пандоры"
сыпались авиационные мины заграждения. Официально они назывались LAM (Long
Aerial Mine, то есть "длинная воздушная мина"). Мина и вправду была длинная: ее
основной частью являлись 610 м рояльной проволоки. "Пандора" работала как
воздушный заградитель, выставляя на пути соединения вражеских бомбардировщиков
своеобразный забор. Мины медленно спускались на парашютах. Под парашютом
располагался боевой заряд, затем шла проволока, на которой в самом низу висел
контейнер с еще одним парашютом. Если на мину наталкивался самолет, то от удара
о проволоку срабатывал замок, и верхний парашют отрывался. Зато раскрывался
парашют внизу. Самолет тащил проволоку за собой; нижний парашют постепенно
вытягивал ее вниз, пока заряд не ударялся о крыло и не происходил взрыв.
Эту систему начали разрабатывать еще до войны для борьбы с соединениями
бомбардировщиков, идущих в плотном строю. Мины позволили бы дезорганизовать
строй и нарушить огневое взаимодействие самолетов, после чего за дело должны
были приняться истребители.
Мина LAM упаковывалась в цилиндрический контейнер, весивший меньше 7 кг.
Контейнеры размещались в кассетах в бомбоот-секе заградителя. При сбросе тонкий
фал выдергивал верхний парашют и ставил взрыватель заряда на боевой взвод.
В Советском Союзе тоже опробовали подобные устройства, предложенные B.C. Вахмистровым. Правда, у нас парашюты были не шелковые, а хлопчатобумажные, а
вместо рояльной проволоки использовалась бечевка.
"Пандору" сначала монтировали на транспортных самолетах "Хэрроу".
Грузоподъемность у них была подходящая, но транспортник был слишком тихоходен и
имел недостаточную скороподъемность. Это уменьшало мобильность - группа
заградителей могла не успеть прибыть в заданный район. У "Хэвока" бомбовая
нагрузка была поменьше, зато со скоростью все в порядке, да и в потолке он тоже
выигрывал и был способен выставить заграждение с больших высот. На самолеты
установили пламегасители и кассеты для мин. Сначала доработанные таким образом
бомбардировщики именовались "Хэвок" III, затем "Хэвок" I (Пандора) и, наконец, "Хэвок"
I (LAM).
Зимой 1940-41 годов мастерские в городке Бартонвуд приступили к переделке
поступавших из США DB-7 в "Хэвоки" разных вариантов. Через несколько месяцев
через мастерские прошла уже примерно сотня машин. Всего в "Хэвок" I первых двух
типов (ночной истребитель и блокировщик) переделали 181 бомбардировщик, в том
числе несколько "Бостонов" I. "Турбинлайтов" сделали гораздо меньше - 31 машину.
Еще меньше появилось "Пандор" - всего два десятка.
Первые "Хэвоки" I в комплектации ночного истребителя (у них в скобках так и
писали "найт файтер" - "ночной истребитель") получила 7 апреля 1941 г. 85-я
эскадрилья. За ней эти машины получили также 25-я и 600-я эскадрильи. К этому
времени массированные налеты немецкой авиации на города Англии уже прекратились.
Про какие-то существенные успехи "Хэвоков" ничего не известно. Часть этих
самолетов далее переделали в "Турбинлайты".
"Интрадеры" действовали более активно. С начала 1941 г. на них летала 23-я
эскадрилья, а затем еще 605-я. Их основными целями являлись аэродромы по ту
сторону Ла-Манша. Работали "охотники" в одиночку. Обычно такой самолет
пристраивался к группе вражеских бомбардировщиков, возвращающихся с задания. Они
вели его к своему аэродрому. После включения посадочных огней начиналось
представление со стрельбой и взрывами. Бывало и так, что "интрадер" изображал
отставший от группы самолет, выпускал над вражеским аэродромом наобум сигнальные
ракеты и включал навигационные огни. Если уловка удавалась, ему указывали
взлетную полосу и даже иногда подсвечивали ее прожектором. Далее - как и в
предыдущей ситуации.
Самым эффективным был заход на бомбометание в момент посадки вражеских самолетов.
При этом не только удавалось уничтожить сколько-то самолетов на земле, но и
вызвать панику у зенитчиков, которые начинали палить по всем машинам,
находящимся в воздухе, в том числе и своим. Бывали даже случаи, когда после
нескольких таких рейдов подряд немцы открывали огонь по собственным самолетам,
подозревая в них английских блокировщиков.
Первый отряд "Турбинлайтов", именовавшийся Частью подсветки воздушных целей, а
затем 1422-м отрядом, сформировали в Хестоне в мае 1941 г. Он занимался
выработкой тактики боевого применения "летающих прожекторов". "Турбинлайт" летал
вместе с одним или двумя "Харрикейнами".
К декабрю того же года появились еще девять (по другим данным - десять) подобных
отрядов. Фактически это были звенья - по три машины в каждом. Но реальность
боевой практики разошлась с теоретическими выкладками. Истребители зачастую не
могли найти в ночном небе сам "Турбинлайт", им не помогала даже помощь офицеров
наведения с земли, ибо на "Харрикейне" не имелось никаких навигационных средств
посерьезнее, чем обычный магнитный компас. А искать "Турбинлайт" приходилось
постоянно, поскольку он принадлежал другой части и стартовал с другого аэродрома.
Даже белые полосы вдоль задней кромки крыльев, ярко выделяющиеся на черном фоне,
не помогали.
В сентябре 1942 г. ситуацию попробовали изменить, объединив "прожектора" и
истребители. Из прежних отрядов сделали эскадрильи: в каждой - отряд "Турбинлайтов"
и отряд "Харрикейнов". Но к этому времени Королевские ВВС начали получать новые
двухмоторные ночные истребители "Бо-файтер" и "Москито", которые могли сами и
искать, и стрелять. В январе 1943 г. "прожекторные" эскадрильи распустили.
"Пандоры" начали заменять неуклюжие "Хэрроу" в 93-й эскадрилье в марте 1941 г.
До конца июля они совершили 112 вылетов, в 59 случаях они пытались по данным
наземных РЛС перехватить группы вражеских бомбардировщиков. Но только в 16 из
них действительно выставлялись заграждения. Мины сбрасывали с интервалом около
50 м. Но только один немецкий самолет подорвался на воздушных минах; уничтожение
еще трех машин относят к категории "вероятных" - отметки просто исчезли с экрана
радиолокатора. Единственная достоверная победа была одержана сержантом Рэем 1
мая 1941 г. В октябре того же года боевые вылеты прекратили, а месяц спустя
эскадрилью расформировали. Ее самолеты переделали в обычные "Хэвоки".
В дело пошли и бывшие французские DB-7А. Их переделывали в ночные истребители "Хэвок"
II. На них устанавливали новую носовую часть, изготовленную фирмой "Мартин-Бейкер",
более длинную и заостренную и вмещавшую уже 12 пулеметов все того же калибра
7,69 мм. Это дало значительный прирост секундного залпа. Чтобы разместить
боезапас для всех пулеметов, спроектировали патронные ящики оригинальной
конструкции. Всего в Бартонвуде изготовили около 80 таких машин, часть из
которых позже переделали в "Турбинлайты". На одном самолете смонтировали
полноразмерный макет турели "Боултон-Пол" с четырьмя пулеметами. Возможно, таким
образом хотели получить ночной "турельный истребитель", который мог бы вести
огонь по вражеским самолетам, летя с ними параллельным курсом. Но этим все и
ограничилось, видимо, эксперимент оказался неудачным.
"Хэвоки" не снискали больших лавров в ПВО. Когда Королевские ВВС в середине 1943
г. получили достаточное количество ночных истребителей "Бофайтер" и "Москито",
их отправили в учебные части или стали использовать как связные машины или
буксировщики мишеней. Часть их передали американским частям в Англии. Например,
386-я бомбардировочная группа в Бокстеде стала обладательницей двух бывших "Турбинлайтов".