В конце 1930-х годов интерес к гидросамолетам-истребителям не угасал.
Считалось, что они будут полезны в противодействии палубной авиации,
самолетам-разведчикам, действующим в прибрежной зоне, и против наземных
бомбардировщиков, которые действовали над морем достаточно далеко от своей
береговой линии. Поплавковые гидросамолеты-истребители также использовались в
качестве палубных машин, запускавшихся с катапульт крупных боевых кораблей и
предназначавшихся для их защиты от нападения самолетов противника и выполнения
разведывательных задач.
Первый опыт реальных боевых действий, полученный в конце 1939 года, значительно
скорректировал эти взгляды. Воздушные бои быстро показали, что самолеты
наземного базирования продвинулись далеко вперед и что шансы поплавковых
гидросамолетов-истребителей на победу были в лучшем случае минимальными.
Поплавки снижали летные характеристики, особенно скорость и скороподъемность.
Единственным способом применения над морскими просторами истребителей с высокими
характеристиками было развертывание в заданном районе авианосцев, в состав
авиагрупп которых входили машины с мощными двигателями и колесным шасси. Другим
вариантом было обеспечение самолетам наземного базирования такой дальности
полета, которая позволяла действовать глубоко в открытом море.
Поплавковые гидросамолеты-истребители – за исключением нескольких типов японских
морских машин, у которых была своя довольно узкая ниша, – в боевых действиях
участия не принимали. Боевой опыт японских гидросамолетов-истребителей
подтвердил сказанное выше: в боях они проигрывали специализированным палубным
истребителям и истребителям наземного базирования.
Однако на момент составления спецификации на замену устаревших поплавковых
гидросамолетов-истребителей Loire 210 это еще не было известно, и командование
авиации французского ВМФ надеялось в 1940 году заменить его на самолет с гораздо
более высокими характеристиками. В конце лета 1939 года командование авиации ВМФ
Франции выпустило спецификацию на скоростной поплавковый
гидросамолет-истребитель.
В соответствии с требованиями спецификации были разработаны два проекта – Potez
170 и Dewoitine HD-780. Проекты были представлены на рассмотрение командования
авиации ВМФ Франции, которое для реализации выбрало HD-780. Изготовление
прототипа началось в ноябре 1939 года.
Конструкторы компании Dewoitine почти без изменений использовали фюзеляж
истребителя D-520. Отличиями от истребителя были горизонтальное оперение немного
большей площади и несущие поверхности. Новое крыло радикально отличалось от
крыла D-520: оно было не только больше по размаху и по площади, но и в виде
спереди напоминало литеру W (крыло типа "обратная чайка").
Другие отличия крыла были связаны с особенностями применения создаваемого
гидросамолета-истребителя. В местах излома крыла выступали два широких
обтекаемых пилона, к нижним концам которых крепились цельнометаллические
поплавки. Для размещения в ангарах крупных боевых кораблей крыло HD-780 должно
было быть складывающимся. Непосредственно за местами излома крыло поднималось
вверх и затем отклонившиеся части крыла складывались еще раз, рсполагаясь
горизонтально над фюзеляжем.
Поплавковый гидросамолет сохранил цельнометаллическую конструкцию своего
наземного аналога. Силовая установка HD-780 состояла из одного V-образного
12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения Hispano Suiza 12Y-51,
развивавшего 1100 л.с. (808 кВт) и вращавшего трехлопастный автоматический винт.
От D-520 по большей части было позаимствовано вооружение. Оно состояло из
стрелявшей сквозь втулку винта 20-мм мотор-пушки Hispano Suiza HS-9 и двух
синхронизированных 7,5-мм пулеметов Darne.
Постройка прототипа была завершена в апреле 1940 года, и HD-780 был готов к
летным испытаниям. Однако к этому времени командование авиации ВМС Франции, имея
перед собой более срочные и актуальные задачи, потеряло интерес к HD-780. По
итогам первых воздушных боев поплавковый гидросамолет-истребитель перестал
вписываться в список реальных потребностей военно-морской авиации.
На базе поплавкового гидросамолета конструкторы компании Dewoitine разработали
вариант HD-790, оснащенный колесным шасси и предназначавшийся для оснащения
авианосца. Однако данный самолет так и не был построен. Единственный построенный
прототип HD-780 так никогда не поднимался в воздух, и его летные данные
являются расчетными и не могут быть проверены
на практике.
В заключение следует сказать, что стремительное производство прототипа HD-780 и
последующая его незавершенность свидетельствуют о неясной концепции модернизации
французской авиации в конце 1930-х годов. Промышленные мощности были скованы
постройкой ненужных прототипов, и фактическое серийное производство серьезно
отставало от реальных потребностей боевых подразделений.