Чтобы узнать родословную турельных истребителей, нам необходимо будет
вернуться в 1930 год, когда Министерство авиации и Королевские ВВС решили вновь
ввести в номенклатуру типов двухместные истребители. В качестве основы был взят
обладавший высокими летными характеристиками легкий бомбардировщик Hawker Hart,
построенный по тогдашней технологии компании (металлический силовой набор и
полотняная обшивка). Спецификация 15/30 требовала преобразования Hart-а в
двухместный истребитель, который позднее получил наименование Demon. На машины
последних серий была установлена оснащенная гидравлическим приводом турель
конструкции компании Frazer-Nash с шарнирным козырьком, защищавшим стрелка от
порывов ветра. В эксплуатации двухместные истребители Demon находились до 1939
года.
Опыт применения двухместных истребителей был оценен очень высоко, и Министерство
авиации и Королевские ВВС не только не захотели избавиться от самолетов данного
типа, но даже в 1935 году задумались об его преемнике. В этом году была выпущена
спецификация F.9/35, требовавшая создания современного цельнометаллического
двухместного истребителя с летными характеристиками как у одноместных машин и с
вооружением из четырех пулеметов, установленных в расположенной за кабиной
пилота вращающейся турели. Согласно требованиям спецификации турель должна была
иметь силовой привод для полного или частичного управления перемещением турели и
ее вооружения.
В конкурсе спецификации F.9/35 приняли участие два компании: Boulton-Paul и
Hawker. Результатом работ первой стал запущенный в серийное производство
истребитель Boulton-Paul P.82 Defiant. Хотя основные силы компании Hawker были
брошены на разработку и производство одноместного истребителя Hurricane, ее
руководство и конструкторское бюро не медлили. Работа облегчалась тем, что в
прошлом году компания получила заказ на создание легкого бомбардировщика в
соответствии с требованиями спецификации P.4/34. В результате компанией Hawker
был создан легкий бомбардировщик Hanley, в котором был использован ряд элементов
конструкции истребителя Hurricane (в том числе и крыло). Хотя эстетичный и
мощный Hawker Henley по своим боевым характеристикам превосходил фаворита
конкурса спецификации P.4/34 легкий бомбардировщик Fairey Battle, никогда не
стал боевой машиной и выполнял функции буксировщика мишеней.
Тем не менее, легкий бомбардировщик Hawker Henley послужил основой для создания
самолета нового типа - Hotspur (сорвиголова): двухместного турельного
истребителя, отвечавшего требованиям спецификации F.9/35. До кабины пилота
фюзеляж оставался практически без изменений. Задняя часть фонаря кабины пилота
была укорочена и скошена назад, чтобы освободить место для свободновращающейся
турели, вооруженной четырьмя 7,7-мм пулеметами Browning и оснащенной силовым
приводом для частичного управления перемещением турели. Турель была разработана
компанией Boulton-Paul, но на Hotspur она никогда не устанавливалась. Вместо нее
в прототипе размещался деревянный невооруженный макет.
Крыло, консоли которого были взяты от истребителя Hurricane, были лишены
вооружения - комплекта из восьми 7,7-мм пулеметов. В отличие от конкурента из
компании Boulton-Paul опытный двухместный истребитель Hawker Hotspur был
вооружен синхронизированным 7,7-мм пулеметом Vickers, размещенным на левой
стороне носовой части фюзеляжа. Первоначально силовая установка состояла из
двенадцатицилиндрового рядного двигателя жидкостного охлаждения Rolls-Royce
Merlin E, замененного затем на 1025-сильный (753 кВт) двигатель Rolls-Royce
Merlin II. В носовой части фюзеляжа под двигателем - также как и у
чехословацкого истребителя Avia B-35 - был размещен большой радиатор. Поскольку
пулеметная турель увеличивала площадь поперечного сечения фюзеляжа и крыла, то
пропорционально была увеличена площадь вертикального оперения.
Для постройки прототипа, получившего военный номер K8309, Министерство авиации
выпустило спецификацию 17/36. Сборка машины выполнялась в экспериментальном цеху
компании, расположенном в Канбери (Canbury), Кингстон-апон-Темз (Kingston-upon-Thames).
Серийное производство планировалось начать на расположенном в Манчестере заводе
компании A. V. Roe & Co. Ltd.
Однако поскольку основной объем работ компании Hawker, входившей в консорциум
Hawker Siddeley Group, был сосредоточен на одноместном истребителе Hurricane, то
программа создания турельного истребителя Hawker Hotspur шла с отставанием от
графика. Первый полет под управлением летчика-испытателя П. Дж. Лукаса (P. G.
Lucas) состоялся лишь 14 июня 1938 года, тогда как первый прототип его
конкурента Boulton-Paul Defiant (военный номер K8310) впервые взлетел 11 августа
1937 года.
Программа летных испытаний была значительно сокращена; вооружение на прототипе
не предусматривалось, и самолет летал с соответствующей нагрузкой. Министерство
авиации и Королевские ВВС единодушно приняли решение в пользу Boulton-Paul
Defiant, хотя Hawker Hotspur с теми же двигателем и вооружением был быстрее
своего конкурента на 32 км/ч.
Это решение привело компании Hawker к приостановке программы Hotspur.
Единственный построенный прототип был передан Королевскому авиационному НИИ (Royal
Aircraft Establishment - RAE). Самолет был приписан к базам в Бругландсе и
Фарнборо и в основном использовался для испытания закрылков и аэродинамических
тормозов различных типов. Для всего этого в турели не было никакой
необходимости. Вместо нее была установлена аэродинамически облагороженная кабина
второго члена экипажа, сидевшего лицом вперед по направлению полета. Большие
входные двери в кабину второго члена экипажа остались нетронутыми. В качестве
экспериментального самолета Hawker Hotspur эксплуатировался до 1942 года.
Hawker Hotspur не смог показать своих боевых качеств, однако следует сказать,
что принявшие участие в боевых действиях двухместные турельные истребители (Boulton-Paul
Defiant) оказались не очень успешными в сражениях с современными одноместными
истребителями.