Уголок неба ¦ Hawker Hurricane IV

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Hurricane IV
       
Разработчик: Hawker
Страна: Великобритания
Первый полет: 1942
Тип: Истребитель-штурмовик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Продолжением линии самолетов непосредственной поддержки стала модификация IIЕ. Разработку ее как специальной машины для североафриканского театра начали в июне 1941 г. С ее фюзеляжем можно было стыковать как стандартные крылья типов В или С, так и новое усиленное крыло, ориентированное, в основном, на наружную подвеску. Грузом могли быть бомбы или ракеты, а с марта 1942 г. включили и контейнеры с 40-мм пушками, как у IID. Бронезащиту спереди усилили. С учетом работы в тропиках площадь радиатора увеличили, а снизу его прикрыли броней.

Опытный "Харрикейн" IIЕ поднялся в воздух 23 марта 1943 г. с низковысотным мотором "Мерлин" 27. Позднее его заменили на "Мерлин" 32 с четырехлопастным винтом. Однако серия комплектовалась двигателями типов 24 или 27 (большинство) и старыми трехлопастными пропеллерами. Серийное производство модели II начали в Кингстоне в апреле 1943 г. После выпуска 290 машин в связи с большим количеством изменений самолет переименовали в "Харрикейн" IV (модификация III с мотором "Мерлин" 28 американского производства осталась лишь на бумаге). Все "четверки" имели тропические фильтры.

С июня 1943 г. "четверки" применили в Европе, с июля - в Тунисе. В Европе в основном охотились за паровозами, в Африке - за бронетехникой. Чаще летали с ракетами, реже - с пушками. Попытки брать под одно крыло ракеты, а под другое пушку провалились - ассиметрия отдачи не позволяла попасть в цель, а ракеты от рывка срывались с направляющих. А вот вариант "бак плюс четыре ракеты" применялся часто. Всего "Харрикейн" IV использовали 11 эскадрилий.

В конце войны на "четверке" испытывали тяжелые ракеты "Лонг Том" с боеголовкой в 227 кг. "Харрикейн" нес по одной ракете под каждым крылом. В бою их не применили.

Последние "Харрикейны" IV выпустили в июле 1944 г. К концу производства на каждые три ИС собирали один самолет типа IV. Всего изготовили 524 машины этой модификации.

Последним штурмовиком стала модификация "Харрикейн" V. Она являлась модернизацией "четверки" с мотором "Мерлин" 32 и четырехлопастным винтом. У земли этот двигатель давал 1700 л.с. вместо 1620 л.с. у "Мерлина" 27, но из-за большой теплонапряженности был склонен к перегреву. В итоге, два опытных самолета переделали в стандартные "Харрикейны" IV. На "пятерках" эволюция "Харрикейна" закончилась.

"Спитфайр", а также американские истребители вытесняли "харрикейны" из метрополии. Но их активно использовали в Северной Африке, а с конца 1942 года и в Индокитае. Поставляли также в другие страны, в том числе и в Советский Союз. Всего, по английским данным, в СССР было поставлено 20 "харрикейнов" Мк.IIА, 1557 Мк.IIB, 1009 Мк.IIС, 60 Мk.II и 30 Mk.IV.

Харрикейны использовались и для ведения тактической разведки. Эти самолеты снабжались фотокамерой. Использовались они также как разведчики погоды.

Истребитель Hurricane послужил базой для различных экспериментов. В частности, для увеличения дальности полета истребителя разрабатывался такой вариант. На самолет устанавливалась петля из троса достаточно большой длины, которая перед стартом крепилась концами к передней кромке плоскостей, а серединой за специальный зажим под фюзеляжем. После взлета пилот освобождал зажим и петля свободно свисала. Истребитель пристраивался за хвостом бомбардировщика,  с которого выпускался буксирный трос с крюком. После того, как крюк зацеплялся  за петлю, бомбардировщик увеличивал скорость, а пилот истребителя выключал мотор и переводил лопасти винта во флюгерное положение. При встрече с противником истребитель запускал мотор и отцеплялся от буксировщика. Однако этот вариант не нашел боевого применения.

В 1940 году была предпринята попытка поставить Hurricane на поплавок. Но самолет показал низкую скорость, всего 322 км/ч на высоте 4000 м. Были попытки установить на самолет двигатели других конструкций. Так, в разгар "Битвы за Англию", осенью 1940 года на самолет, предназначенный для обучения летчиков, установили более дешевый и простой в производстве двигатель "Нэпир Даггер". В 1941 году на два опытных самолета установили двигатели Rolls Royce Griffon IIА и Hercules. Кроме того, на один из построенных по лицензии в Югославии "харрикейнов" был установлен немецкий двигатель Даймлер Бенц DB 601 А (после апреля 1941 года).

Кроме обычною шасси несколько канадских "харрикейнов" ХI, вооруженных 12 пулеметами, были оборудованы неубирающимися лыжами. Хвостовое колесо заменялось на маленькую лыжу. 

Харрикейн входит в число наиболее  известных истребителей мира. Он выпускался большими сериями (всего за годы производства истребителей этого семейства было выпущено более 16500) и принимал участие в боевых действиях на всех фронтах второй мировой войны, этот многоликий самолет.



 ЛТХ:
Модификация   Hurricane Mk.IV
Размах крыла, м   12.19
Длина, м   9.82
Высота, м   2.67
Площадь крыла, м2   16.60
Масса, кг  
  пустого самолета   2790
  нормальная взлетная   3493
  максимальная взлетная   3838
Тип двигателя   1 ПД Merlin 24
Мощность, л.с.   1 х 1620
Максимальная скорость , км/ч   508
Крейсерская скорость , км/ч   465
Практическая дальность, км  
  нормальная   640
  с двумя подвесными баками по 200 л   1400
Максимальная скороподъемность, м/мин   772
Практический потолок, м   10211
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 40-мм пушки и два 7.7-мм пулемета


 Доп. информация :


  Чертеж "Hawker Hurricane"
  Фотографии:

 Hurricane IV
 Hurricane IV
 Hurricane IV
 Hurricane IV
 Hurricane IV
 Hurricane IV
 Hurricane IV
 Hurricane IV
 Hurricane IV
 Hurricane IV
 Hurricane IV
 Hurricane IV
 Hurricane IV
  Hurricane IV переделанный в Hurricane V
 Hurricane V
 Hurricane V
 Hurricane V
 Hurricane V
 Hurricane V
 Hurricane V

  Схемы:

 Hurricane IV

  Варианты окраски:

 Hurricane IV  6 Sq. RAF
 Hurricane IV  164 Sq. RAF
 Hurricane IV  ВВС Аргентины
 Прототип Hurricane V

 



 

Список источников:

Эксмо. Владимир Котельников. "Ураганный" истребитель. "Харрикейны" в бою
Авиация и Космонавтика 2007-05. Владимир Котельников. Истребитель Хоукер "Харрикейн"
Крылья Родины 1992-12. Серегей Колесников. Лики "Харрикейна"
Моделист-конструктор 1990-03. Вячеслав Кондратьев. "Ураган" над полем боя
АС 1991-02. В.Котельников, Д.Хазанов. "Харрикейны" на советско-германском фронте
М-Хобби 2009-05. Сергей Кузнецов. "Ураган" : ступени развития
Putnam. Francis K.Mason. Hawker Aircraft Since 1920
Putnam. Francis K. Manson. The British Fighter Since 1912
Putnam. Peter Lewis. The British Fighter Since 1912
Crowood. Melvyn Hiscock. Hawker Hurricane : Inside and Out
Croowod. Peter Jacobs. Hawker Hurricane
AJ Press. Monografie Lotnicze 51-54. Hawker Hurricane (cz.1-4)
Wydawnictwo Militaria 79. Robert Gretzyngier, Janusz Ledwoch. Hawker "Hurricane" 1939-1945
Squadron/Signal 1074. Jerry Scutts. Hurricane in action
Squadron/Signal 5514. Ron MacKay. Wallk Around Hawker Hurricane
Aircraft Profile 24. Francis K. Mason. The Hawker Hurricane IIC
Atlas. Mister Kit, J.P. de Cock. Hawker Hurricane
Edward Bishop. Hurricane
Aeroplane Monthly 1985-08. The First of the Many
Aeroplane Monthly 2007-10. Aeroplane Database : Chris Farara. The Hawker Hurricane
Aeroplane Monthly 2020-03. John Sweetman. The Great Monoplane Gamble
Le Fana de l'Aviation Hor-Serie 70. "Hurricane" Une icone racontee par ses pilotes
Air International 1987-07. Half-century Hurricane
William Green, Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighter
Jane's Fighting Aircraft of World War II
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
L+K 1966-11. Vaclav Nemecek. Hawker Hurricane


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: