И-222 (3А) - высотный истребитель-перехватчик с гермокабиной, двигателем АМ-39Б и двумя турбокомпрессорами ТК-2Б разработки ЦИАМ. В целях обеспечения наилучших условий для летчика при выполнении боевых полетов на максимальной высоте, в соответствии с утвержденным НКАП планом работ на 1943 г. ОКБ-155 была поручена разработка и постройка на базе самолета И-221 истребителя с герметической кабиной со сроком предъявления на испытания 15 марта 1944 г. Истребитель, получивший обозначение И-222 и шифр "3А", закончили в производстве 23 апреля 1944 г. По конструкции самолет в целом повторял И-221, но имел герметическую кабину и улучшенный обзор задней полусферы. На машине был установлен опытный мотор АМ-39Б
No.01. Кроме того, в системе охлаждения воздуха, поступающего в карбюратор двигателя, установили воздухо-воздушный радиатор взамен водо-воздушного, что позволило, несмотря на установку гермокабины, не допустить возрастания полетной массы самолета. Оболочку гермокабины сделали из алюминиевого сплава АМЦ. В ходе изготовления механическую систему герметизации фонаря заменили пневматической. Максимальная расчетная скорость должна была составить 689 км/ч на высоте 12500 м, а практический потолок 13000-14000 м. Вооружение включало две синхронные 20-мм пушки СШ-20 с боезапасом по 100 патронов.
28 апреля 1944 г. истребитель И-222 передали на ЛЭС завода No.155, а 7 мая на нем выполнили первый вылет. Для проведения заводских испытаний самолета в соответствии с приказом НКАП
No.372 от 1 июня 1944 г. были утверждены ведущий инженер К.П.Ковалевский и летчик-испытатель А.П.Якимов. Первоначально на И-222 стоял трехлопастный винт серии АВ-5Л, который в дальнейшем заменили на четырехлопастный АВ-9Л-230. В ходе испытаний была выполнена продувка машины в натурной аэродинамической трубе ЦАГИ в период с 26 июля по 9 августа 1944 г. По результатам продувки произвели доработку самолета: установили новые предкрылки и увеличенный воздухо-воздушный радиатор. 1 сентября И-222 выполнил контрольный полет с внесенными улучшениями. Самолет пилотировал летчик-испытатель И.И.Шелест, так как А.П. Якимов находился в госпитале после аварии на И-225
No.01. С 4 сентября испытания самолета продолжил летчик-испытатель Г.М.Шиянов, в связи с тем, что 3 сентября И.И.Шелест потерпел аварию на другом самолете и тоже попал в
госпиталь. В ходе заводских летных испытаний было выполнено 39 полетов. Однако заданной высоты И-222 не достиг по причине падения давления масла и бензина, а также неустойчивой работы винтомоторной группы. Истребитель уверенно набирал только высоту 12000 м. Граница высотности мотора АМ-39Б
No.01 с двумя турбокомпрессорами ТК-2Б на режиме набора высоты на второй скорости ПНЦ составила 11300 м.
В соответствии с приказом НКАП No.615 от 19 октября 1944 г. истребитель И-222 передали в ЛИИ для продолжения испытаний. Самолет в ЛИИ совершил три полета, после чего 26 января 1945 г. с него сняли мотор вследствие выработки ресурса и отправили на завод
No.300 для переборки. В июле его после переборки вновь установили на самолет. Однако было отмечено падение давление масла до высоты 6000 м, вследствие чего после пяти полетов мотор вновь пришлось снять и отправить на завод
No.300, откуда он больше не возвращался, несмотря на указания НКАП о передаче мотора к 10 августа 1945 г. Ввиду отсутствия нового мотора работы по самолету были прекращены.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
И-222 |
Размах крыла, м |
13.00 |
Длина, м |
9.60 |
Высота, м |
3.26 |
Площадь крыла, м2 |
22.44 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3076 |
взлетная |
3790 |
Тип двигателя |
1 ПД АМ-39Б+ТК-2Б |
Мощность, л.с. |
1 х 1900 |
Максимальная скорость , км/ч |
691 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Скороподъемность, м/мин |
909 |
Практический потолок, м |
14500 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две синхронные 20-мм пушки СШ-20 с боезапасом по 100 патронов. |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты окраски:
|
И-222 |
|
Уголок неба. 2019
|